Фотовыставка: Виды города на рубеже веков
Когда в 1871 году возникло современное немецкое национальное государство, в новую эру вступили также Германский рейх, прусские области к востоку от Эльбы, обширная страна между Штральзундом и Кенигсбергом. Фотографии морских курортов, замков и городов, сделанные в последние годы XIX века, документируют это изменение.
Мариенбург мощно возвышается над Ногатом: отсюда рыцари Тевтонского ордена правили своим государством в Средние века. В 19 веке замок был капитально отреставрирован. Работы продолжались с 1817 года до Второй мировой войны, во время которой боевые действия разрушили большую часть недавно отремонтированного объекта.
Херингсдорф: морской курорт, основанный около 1820 года, привлекает в Узедом не только новую буржуазную элиту имперской столицы. Император Вильгельм II также проводит здесь свои каникулы. Пристань, построенная в 1893 году, названа в честь выдающегося гостя.
Чтобы обеспечить бранденбургских торговцев портом на Балтийском море, Фридрих Великий основал город Свинемюнде в 1740 году на выходе из лагуны Штеттинер.
В 1824 году город стал морским курортом, а в 1876 году он был подключен к железнодорожной сети, чтобы справиться с потоком посетителей. Нигде больше на Балтийском море не отдыхает больше людей, чем здесь: на рубеже веков это место ежегодно насчитывало 33 000 летних гостей.
Кольберг: Поморский город славится храбростью гарнизона своей крепости в войне против Наполеона. Но с 1873 года оборонительные сооружения были снесены. Были построены санатории, гостиницы и гостевые дома, в том числе «Страндшлосс», в розарии которого даже отдыхающие из среднего класса чувствуют себя аристократами.
Щецин: В 1897 году на Длинном мосту, который пересекает реку недалеко от старого города, было много активности. Город, отнятый у шведов «солдатским королем» Фридрихом Вильгельмом I в 1720 году и столица провинции Померания с 1815 года, превратился в конце 19 века в важнейший немецкий торговый центр на Балтийском море.
Бреслау: В столице провинции Силезии, население которой удвоилось до 422 000 человек в период с 1870 по 1900 год, пешеходы, ручные тележки и повозки до сих пор характерны для городского пейзажа - как и здесь, на Кольце, в тени церкви Елизаветы. Но транспортная революция уже началась: с трамваями, сначала конными, а затем и электрическими.
Мост в новую эпоху: к югу от старого города Гёрлиц через Нейсе проходит железнодорожный виадук длиной 475 м и высотой 35 м. Поезда курсируют через близлежащую границу в Дрезден в Королевстве Саксония с 1847 года.
Кенигсберг: резиденция Великих Магистров Ордена, герцогов Пруссии и место королевских коронаций - ни одно другое место не представляет судьбу Восточной Пруссии так, как Кенигсберг, чья фондовая биржа, построенная в 1875 году, возвышается над Прегелем. После 1945 года осознали эту символическую силу и советские завоеватели: они изгнали последних немцев, заселили русских и других советских граждан - и стерли название почти полностью разрушенного города.
Сопот: на курорте Балтийского моря в Гданьском заливе представители высшего общества прогуливаются по курортным садам и по
пристани. Идиллия продлилась еще два поколения. Во время Второй мировой войны солдаты Красной Армии пробиваются
через Восточную Пруссию, Силезию, Померанию и, наконец, через Марку Бранденбург в самое сердце нацистской Германии - и государство Пруссия прекращает свое существование.