Депутаты приняли законопроект, который позволит вам стать иностранным агентом!
Вступление
В былые времена стать иностранным агентом имели честь только избранные, например, такие незаурядные деятели, как Алишер Моргенштерн, Евгений Чичваркин или Михаил Ходорковский. Теперь же, по замыслу группы депутатов фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» государственная функция по признанию «иностранным агентом» подвергнется значительной либерализации, так что инагентом сможет стать кто угодно!
Становление законопроекта
Итак, 25 апреля 2022 группой депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 113045-8 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Законопроект преподносился, как законодательная инициатива, направленная на повышение эффективности регулирования института иностранных агентов с учетом текущих вызовов безопасности и суверенитету Российской Федерации.
На сегодняшний день положения, касающиеся лиц, выполняющих функции иностранного агента содержатся в ряде федеральных законов, а именно, в федеральных законах «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», а также «О средствах массовой информации».
Соответственно, существует четыре реестра: Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (73 НКО), Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (7 общественных объединений), Реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (160 СМИ), Реестр физических лиц, осуществляющих функции иностранного агента (7 физических лиц).
Законопроект предусматривает существенные изменения нормативного правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, средств массовой информации и физических лиц, связанной с выполнением функций иностранного агента и призван объединить и актуализировать нормы указанных законов. В, частности, перечень теперь будет один, но на этом достоинства законопроекта, пожалуй, заканчиваются.
Недостатки законопроекта
Основной упор в законопроекте был поставлен на определении критериев отнесения лиц к иностранным агентам.
Так, законопроектом вводится определение понятия «иностранный агент» т.е. лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах, и осуществляющее определенные виды деятельности (при этом иностранным агентом может быть признано, как российское, так и иностранное юридическое лицо независимо от его организационно правовой формы).
Исходя из определения «иностранные агент», одним из признаков «иностранного агента» является осуществление им определенного вида деятельности, например, политической деятельности.
Законопроектом предлагается максимально широкая трактовка понятия «политическая деятельность» через ее признаки и возможные формы.
Так, например, к политической деятельности относится, в том числе деятельность в сфере обеспечения законности, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, на их решения и действия.
Широта дискреционных полномочий указанной трактовки понятия «политическая деятельность» фактически позволяет отнести к таковой, любую легальную деятельность хозяйствующих субъектов по взаимодействию с государственным аппаратом в рамках отстаивания своих законных прав и интересов при решении каких-то бытовых вопросов, выстраивании бизнес-процессов, участии в нормотворческой деятельности и т.д.
Если дефиниция проектируемого понятия «политическая деятельность» кажется вам недостаточно широкой, то законопроект предусматривает еще вот какой критерий деятельности лица, находящегося под иностранным влиянием – распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов.
Другим обязательным признаком «иностранного агента» является наличие у лица иностранной поддержки и (или) иностранного влияния.
Под иностранным влиянием в законопроекте понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами, а под поддержкой – предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
При этом, следует иметь в виду, что непосредственное взаимодействие с иностранными партнерами характерно для научной сферы, туристического бизнеса, деятельности в сфере IT, более того, зачастую российские хозяйствующие субъекты имеют иностранных контрагентов, аффилированные иностранные юридические лица или даже иностранное участие в корпоративных структурах.
Таким образом, очень высока вероятность расширительного толкования положений законопроекта, в части возможности отнесения неугодных субъектов к иностранным агентам по формальным основаниям.
Наделение статусом «иностранного агента» будет иметь особенно болезненные последствия для бизнеса это и репутационное бремя, и дополнительные издержки, связанные с особым порядком отчетности перед уполномоченными органами, и дополнительное административное воздействие в виде особого контроля (надзора).
Также, иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти; иностранный агент не вправе быть организатором публичного мероприятия; иностранный агент не вправе выступать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд; иностранный агент не вправе получать государственную финансовую поддержку.
При этом правовая неопределенность в столь серьезном вопросе, как идентификация статуса лица, может рассматриваться, как коррупциогенный фактор.
Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе
Особенное удовольствие было наблюдать за рассмотрением законопроекта на заседаниях Государственной Думы.
Первое чтение состоялось 1 июня. Выступали все! Замечания озвучивались по двум направлениям, одни сетовали на необходимость конкретизации положений законопроекта, другие, кстати меньшинство, рассуждали о полезности данного регулирования и предлагали, как еще навредить будущим и настоящим иностранным агентам. Как это не удивительно, основным противником законопроекта на уровне фракций выступила КПРФ.
Разработчики оправдывались тем, что наличие совокупности критериев по отнесению к инагентам в законопроекте, якобы, позволяет исключить произвольное вменение по формальным критериям, а также выражали готовность переработать законопроект поправками ко второму чтению.
Второе чтение состоялось 28 июня, представлял законопроект Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. Надо сказать, что ни одна мало-мальски существенная поправка в законопроект принята не была. Профильный комитет проявил крайне формальный подход к рассмотрению предложений по поправкам – нет и все тут.
На это раз оппозиция была не столь многословной и разноголосой, основной удар по уважаемому депутату Пискареву опять нанесла фракция КПРФ в лице депутата М.Н Матвеева. Василий Иванович, выбрал очень интересную тактику обороны – на все вопросы он твердил, что при разработке законопроекта бралось за основу аналогичное американское законодательство, а наш законопроект, вышел даже чуть послабее и, поэтому, как-то конкретизировать его не следует, а также рассуждал про патриотизм, любовь к родине и возможность урегулирования спорных моментов в рамках подзаконного регулирования или просто оказывался отвечать на поставленный вопрос.
В общем законопроект уверено был принят и во-втором чтении.
Третье чтение состоялось 29 июня было скоротечным, на нем опять немного задали перцу коммунисты (депутат Р.В. Калюжный), обещали не поддерживать фракцией законопроект, но вмешался Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслав Володин и приказал депутата Пискарева не трогать, потому, что он хороший, а законопроект поддержать потому что все мы патриоты.
В итоге, законопроект был принят, практически единогласно (пять депутатов проголосовали против).
Вот такое вот очень интересное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе получилось, думаю за Советом Федерации и Президентом дело тоже не заржавеет.
Выводы
Приходится признавать, что никакой оппозиции и состязательности в нашем Парламенте нет, откровенно неудачный и непроработанный законопроект с политической подоплекой легко проходит все чтения.
Что же касается перспектив правоприменения будущего федерального закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, то они блестящие!
Теоретически, на следующий день, после принятия законопроекта, тысячи физических и юридических лиц могут официально проснуться инагентами, особенно велики риски для субъектов со стороны наиболее технологичных отраслей российской экономики.
На самом же деле, учитывая, что никаких проблем у органов публично власти с присвоением титула «иностранный агент» нет и в настоящее время. Велика вероятность, что с принятием законопроекта, ничего глобально не изменится, разве что упростятся процессуальные алгоритмы у бюрократии, да немного усложниться жизнь у хозяйствующих субъектов, признанных инагентами.
Нужен ли в Российском законодательстве отдельный рамочный законопроект, регулирующий иностранных агентов?/Будет ли значительный рост количества субъектов, отнесенных к иностранным агентам?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Обязательным признаком «иностранного агента»: ...под поддержкой – предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, ..."
Вот интресно, сегодня в новостях появилась информация от ЦБ:
"«С 1 июля 2022 года физические лица — российские резиденты имеют право в течение календарного месяца перевести со своего счета в российском банке на свой счет за рубежом или другому человеку не более $1 млн или такую же сумму в эквиваленте в другой иностранной валюте», — говорится в Telegram-канале Банка России".
Вопрос: а они будут являтся инагентами или нет?
Получается смешная картина, если Вы получили из-за рубежа "поддержку" - вы инагент, а вот если поддержали граждан иностранного государства, экономику иностранного государства - вы кто?
Представляете, если каждый месяц по $1 млн в зарубежные банки от каждого российского миллионера, это какая подпитка иностранцев в условиях санкций против России?
Молодец российская власть, своих не бросает в тяжелое время.
А по поводу того, что закон взят из США. В России все законы взяты или из США, или из Европы. Наша "законодательная власть", как и "исполнительная" сами не разрабатывает законы. Все они переводные. Кстати, ещё стоит вопрос о качестве перевода, за который никто ответственности не несёт.
Сам я противник данного законодательного регулирования. Возможность выводить деньги за границу должна быть сохранена, но более выгодным должно быть сохранение сбережений в России. Интересная мысль, что законы переписываются с англо-саксонских источников права!, я не специалист по иностранному праву, но не удивлюсь. что так и есть. Но на мой взгляд заимствуют вероятней всего саму идею, а вот кодификация у нас в своей традиции. Вот если бы еще хорошие идеи от туда заимствовали...