Культовые современные фильмы никогда не обходились без киношных трюков . Но еще 100 лет назад режиссеры экспериментировали со спецэффектами.

Трюк с остановкой
Изобретателем киношного трюка считается французский пионер кино Жорж Мельес. Он снял свои очаровательные фильмы, такие как" Путешествие на Луну", в конце 19-го века. От Мельеса, который также выступал перед камерой, помимо прочего, исходит трюк с остановкой.
Согласно легенде, эту первую важную веху в истории кино трюков Мельес обнаружил случайно: однажды, когда он снимал уличную сцену в Париже, лента фильма зацепилась за камеру. Через некоторое время камера продолжала работать, но декорации с тех пор изменились.
Мельес перемотал пленку и увидел удивительное: прохожие появлялись или исчезали, словно из рук призраков, а автобус с грохотом превращался в дрошку. Как волшебник и директор эстрады, Мельес сразу понял, какие магические возможности кроются в этом открытии. Он экспериментировал с двойной и множественной экспозицией и переходами и продолжал развивать трюк с остановкой.
Трюк с зеркалом
Первым крупным фильмом"Спецэффекта" в кинотеатре был" Метрополис " Фрица Ланга 1927 года. Фильм был выпущен за немыслимые по тем временам шесть миллионов марок и приблизил кинокомпанию Universe-Film AG (УФА) к банкротству. Сегодня "Метрополис" внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фильм поражает своей грандиозной архитектурой, среди прочего.
Например, в футуристическом городе Метрополис возвышается 150-этажная "Новая Вавилонская башня". Для этого Фриц Ланг построил Метрополис как миниатюрный город высотой со стол. Но как следует сочетать модельные кадры с действиями актеров?
Ответ дал зеркальный трюк Шюффтана: эту процедуру художник, оператор и будущий лауреат Оскара Евгений Шюффтан изобрел вместе со своим коллегой Эрнстом Кунстманном в 1923 году. Это позволяет режиссеру комбинировать реальные снимки с искусственными эффектами прямо в студии, используя зеркало. Это может привести к попаданию объектов в поле зрения камеры, лежащих сбоку от нее.
Для этого камеру необходимо поставить рядом с моделью и перед зеркалом, расположенным под углом 45 градусов к объективу камеры. При съемке камера через зеркало снимает актеров, одновременно отражая боковую модель, стоящую сбоку. Но во времена цифровых трюков зеркальный трюк имеет только историческое значение.

Сочетание модельных и реальных снимков
Трюк с остановкой движения
В 1933 году гигантская обезьяна захватила экран кинотеатра – и продвинула историю киношного трюка. Особенно интересны две техники из "Кинг-Конга" Карла Денхэма: обратная проекция и стоп-движение гориллы. При обратной проекции актеры действуют перед экраном, на который специальный проектор может бросить любой фон.
Кинг-Конг на самом деле был всего 45 сантиметров ростом. Фигурка трюка была сделана из проволоки, резины, хлопка и меха. Чтобы переместить ее, она снималась изображение за кадром и каждый раз немного менялась от изображения к изображению. Таким образом, в готовом фильме создается впечатление движения.
Однако этот так называемый трюк с остановкой движения также имел свои недостатки: в сцене в джунглях начал цвести первоцвет, но этого никто в съемочной группе не заметил. Только когда вы посмотрели фильм, он заметил: на заднем плане в идеальном промежутке времени открылся цветок.
Работа целого дня оказалась в мусорном ведре.
Кинг-Конг-обезьяна, очарованная Голливудом

Кинг-Конг-обезьяна, очарованная Голливудом
Рирпроекция
На" Кинг-Конге " процедура обратной проекции была впервые усовершенствована настолько, что ее можно было применять даже при трюковых съемках.
Начиная с 1940-х годов, обратная проекция стала ведущей техникой трюков.
Звуковая пленка отключила немую пленку. Вот почему художественные фильмы должны были производиться в студии, насколько это возможно.
Потому что для наружной съемки в то время еще не было переносных микрофонов.
Поэтому продюсеры переместили наружные снимки внутрь и воспроизводили декорации с помощью задней проекции. Была даже профессия оператора задней проекции. Эти люди путешествовали по всему миру для больших студий и не снимали ничего, кроме улиц Лондона, Парижа, Ниццы и Рима.
Мастер-режиссер Альфред Хичкок особенно любил использовать заднюю проекцию. Его фильм "Спасательная шлюпка" (1943) даже был снят исключительно на фоне экрана.

Альфред Хичкок-мастер классических"спецэффектов"
Передняя проекция
Любой, кто думает о "2001: Одиссея в космосе" Стэнли Кубрика (1968) в контексте уловок в кино, наверняка изначально имеет в виду космические сцены.
Но уже в начальной последовательности с обезьянами в каменной пустыне есть хитроумное ноу-хау.
Кубрик применил здесь переднюю проекцию, более сложную процедуру, чем задняя проекция. Для этого он увеличил фотографии пейзажа в Юго-Западной Африке до слайдов в формате DIN-A4. Эти слайды были проецированы на большой экран. Перед этим экраном актеры выступали в своих костюмах обезьян.
Однако проектор теперь излучал и обезьян. Вот почему было использовано 1500 студийных ламп, которые облучали обезьян, что не только заставило проекцию слайдов исчезнуть на меху обезьяны, но и буквально создало жар обезьяны.
Кстати, в фильме также есть немецкий опыт: специалисты по трюкам "2001: Одиссея в космосе" поехали в Нюрнберг на выставку игрушек перед производством и купили там почти все модельные комплекты.
Ящики они разграбили для своих моделей, потому что космические корабли были размером всего в несколько метров, были сняты на нейтральном фоне и скопированы вместе с космическими изображениями.

Сцена из фильма Кубрика: гонка на Луну вдохновила его
Цифровой век
В 1977 году Джордж Лукас положил начало великому перевороту в истории кино своей "Звездной войной". Наступило время компьютерных фильмов.
Фильмы получили новую эстетику, потому что большинство спецэффектов отныне исходили не из трюка классического фильма, а из компьютера.
Сначала Джордж Лукас искал студию, которая освоила технику трюков, предложенную ему для "Звездных войн", - напрасно. Вот почему тогдашний 30-летний режиссер основал собственную компанию по производству трюков под названием "Промышленный свет и магия" (ILM).
Первоначально ILM планировался только как проект для "Звездных войн".
Но вскоре компания превратилась в ведущую студию спецэффектов. Среди прочего, ИЛЬМ руководил вехами в области трюков, такими как" Звездный путь"," Индиана Джонс"," Терминатор"," Парк Юрского периода"," Люди в черном "или"Война миров".
R2D2 и C-3PO не поступают с компьютера

R2D2 и C-3PO не поступают с компьютера
Замедленная фотография
Между тем, цифровые технологии произвели революцию в бизнесе специальных эффектов. Сегодня трюки на самом деле возникают только в компьютере.
Как и в кинофильме "Матрица" – еще одна веха трюкового кино.
Фильм в основном впечатляет специальной процедурой замедленной съемки.
Она позволяет замораживать определенные изображения. Все происходит крайне медленно. Для этого в комнате будет рассредоточено более сотни неподвижных камер. Они запускаются компьютерной программой один за другим.
Эта процедура имитирует виртуальную камеру, которая не должна подчиняться каким-либо физическим условиям. Происходящее снимается на зеленом или синем фоне, чтобы режиссер мог впоследствии установить любое изображение сцены с помощью синего экрана.

"Матричные" миры из компьютера
Так называемая процедура захвата движения также использовалась в "Матрице". Немецкий перевод "Обнаружение движения" уже показывает, что делает эта процедура: движения человека записываются, регистрируются компьютером и переносятся на модели, созданные на компьютере. В своей простой форме он входит в число стандартных процедур спецэффектов.
Чтобы уловить движения человека, маркеры наносятся на определенные точки тела. Например, актеры носят темный костюм с множеством маленьких лампочек, прикрепленных к нему. Специальные камеры фиксируют движения. Кривые движения отмеченных точек становятся четкими. Затем эта информация будет обработана в компьютере.