Об одном предательстве.
За победными реляциями об успехах из Донбасса, как-то незаметным осталось событие, о котором нужно помнить, потому что, за прошедшие 80 лет в отношении Великобритании к России ничего не поменялось: идет борьба на уничтожение, хотя тогда англосаксы пытались втираться в доверие и уверяли СССР, что будут верными союзниками.
Итак, 10 июля 1942 года в Мурманск прибыли последние суда, что выжили после нацистских атак в Северном море 5 июля, когда по радиосвязи на общедоступной волне, английским военным кораблям сопровождения было приказано рассеяться, бросив на произвол судьбы транспорты, загруженные разобранными на запчасти самолетами, самоходными установками, пушками, танками, снарядами к ним, легендарными грузовиками "Студебеккер", внедорожниками "Джип" и плавающими "Форд", прочим снаряжением и продовольствием по ленд-лизу, за которые было заплачено вперед золотом. Так начиналась трагедия, печально знаменитого каравана ПиКью-17. Немецкие авиация и ВМФ расстреливали, практически беззащитные суда, если не считать, что отдельные из них, были вооружены устаревшими чехословацкими пулеметами "Брен", явно бесполезными против подводных лодок, прямой наводкой. О такой крупной удаче нацисты не могли и мечтать. Многие исследователи, в том числе, и знаменитый советский писатель Валентин Саввич Пикуль, сходились во мнении, что основным виновником происшедшего был глава Адмиралтейства Его Величества - Дадли Паунд. Такая версия, вполне устраивала английские спецслужбы, что уничтожили все документы, хоть как то связанные с конвоем, в том числе, тексты переговоров, приказов и судовые журналы, участвовавших кораблей. А дополнительным аргументом стала внезапная смерть адмирала от инфаркта, когда депутаты парламента пожелали узнать подробности, незадолго до выступления, будто бы сэр Дадли сильно разнервничался, полагая, что придется отвечать на неприятные вопросы и понести суровую кару. Важно было, чтобы престарелый военачальник случайно не выдал лицо, отдававшее ему приказы. А это был, не кто иной, как Уинстон Спенсер, которого у нас принято именовать Черчиллем. Для чего же премьер-министр пошел на столь омерзительный поступок, почувствовав себя Вседержителем? Ответ прост. Английская разведка, которой уже были известны немецкие шифры, читала донесения, из которых стало известно, что 4 июля пал Севастополь и в этот же день передовые части 6 армии Паулюса вышли на окраины тогдашнего Сталинграда. Утром 5 июля на стол сэру Уинстону лег документ, что данная информация достоверна. Участь каравана ПиКью-17 была предрешена. Лондон этим поступком дал понять Москве, что он - главный распорядитель хода событий и на восточном фронте тоже. Взбешенный такой подлостью Сталин, вызвал, крайне довольного собой союзничка, и примерно отчитал, как завуч нашкодившего школьника. Обескураженный английский аристократ, никак не ожидал, что будет когда-то унижен сыном крестьянина. Прожженный циник, правда, не подал вида, но обиду затаил, так как, под различными предлогами, следующий конвой ПиКью-18 вышел из Исландии только поздней осенью 1942 года. Сталин же, на встречах в Тегеране и Ялте лидеров антигитлеровской коалиции важнейшие вопросы послевоенного переустройства мира предпочитал решать наедине с Рузвельтом.
И в заключении, хотелось бы отметить, что благодаря мужеству и смекалке советских моряков, экипажи судов "Азербайджан" и "Донбасс", смогли в суровых условиях арктического лета, выбраться из-под обстрела, починить поврежденные механизмы, заделать пробоины, спасти груз и дойти своим ходом до Мурманска.