Если банк перевел деньги мошенникам, то банк обязан вернуть эти деньги! Новая практика Верховного суда РФ

Очень интересное разъяснение дал Верховный суд РФ по крайне занятной ситуации, о которой я расскажу ниже. Но суть в том, что если банк перевел деньги мошенникам, то обманутый человек не должен самостоятельно искать мошенника, а может сразу обращаться с требованием о возврате средств к банку.
Суть ситуации
Мошенники создали фирму-"однодневку", цель которой якобы продажа стройматериалов, при этом мошенники создали почти похожее название реальной фирмы, которая занимается продажей стройматериалов.В итоге клиент договорился с мошеннической фирмой на покупку стройматериалов на 2 млн рублей, а эта "фирма" выслала покупателю реквизиты. Вот только реквизиты действительно содержали сведения о реально существующей фирме, за исключением одного: ИНН в реквизитах не был оригинальной фирмы, а мошеннической.
В итоге получалось так, что получателем является, скажем, реальная фирма "Молоток", а вот ИНН на реквизитах перенаправляет на мошенническую фирму "Малоток". Банк при проведении операции должен был сообщить об этом клиенту, но этого не было сделано. Деньги ушли "Малотку", были сняты в тот же день – и фирма "испарилась".
Что решили суды
Клиент обратился в полицию для поиска мошенников, но поиски не дали результата. Клиент стоически не стал сдаваться и пошёл в суд, но уже с требованием к банку! Клиент указал, что из-за действий банка произошла эта ситуация и что банк теперь должен ему деньги.Были пройдены все инстанции, но точку в вопросе поставил Верховный суд РФ. Суд указал, что банк оказал услуги ненадлежащего качества, не переведя деньги реальной фирме, поэтому в пользу клиента с банка была взыскана основная сумма, неустойка, моральный вред, потребительский штраф.
Банк также указал, что есть положение №762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", в которых указано о том, что банк должен проверять ИНН получателя.
Ссылка на судебную практику здесь.
Справедливое ли решение? Пишите!
Если вы столкнулись с мошенничеством, то можете написать мне через сайт для бесплатной консультации.
С уважением, юрист Эдуард Чубуров
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
А какому банку была предъявлена претензия: банку Плательщика или банку Получателя платежа? Если банку Получателя (или если Плательщик и Получатель обслуживались в одном и том же банке), то, по моему (непрофессиональному конечно же) мнению, решение ВС РФ в описанных обстоятельствах верное. Если я правильно понял, Плательщик в платежном поручении фактически указал противоречивые реквизиты Получателя: наименование одной фирмы (честной), а ИНН другой фирмы (мошеннической, но с созвучным наименованием). Банк должен был просто отказать в исполнении такого поручения из-за некорректности реквизитов. Созвучность наименование фирм не имеет значения.
Банку плательщика
Тогда не понял: откуда банк плательщика может знать корректное сочетание реквизитов счёт/ИНН/наименование получателя, если получатель обслуживается в другом банке?! А если знать не может, то какие к нему претензии?! Или, по мнению суда, банк плательщика, возместив ущерб клиенту-плательщику, получает право транзитом предъявить претензию банку получателя?
По логике судей, есть в платёжке написан получатель «Молоток», а при ИНН выводит «Малоток», то не нужно переводить. Либо получить согласие клиента.
Да нет, логика-то мне понятна. Мне не понятно, почему эта претензия была предъявлена (и удовлетворена судом) банку Плательщика, а не банку Получателя? Ведь, если Получатель обслуживается в банке, отличном от банка Плательщика, то банк Плательщика может и не знать реквизитов Получателя. Банк Плательщика всего лишь отправляет средства в банк Получателя, передавая туда же реквизиты Получателя, указанные Плательщиком. А проверкой корректности реквизитов должен заниматься уже банк Получателя...
Платежку формирует банк плательщика. К нему претензии. Все правильно
При переводе некорректные данные: несоответствие инн, название и т.д. видно сразу. Так устроена программа. Банк не должен был переводить. Правильное решение
Нет, Зинфира, банк Плательщика может ничего не знать о Получателе. Получатель со всеми реквизитами содержится в справочнике клиентов в программе банка Получателя. А банк Плательщика формирует платёжное поручение с теми реквизитами, которые дал ему Плательшик. Так что решение суда мне, все-таки, не понятно...
По базе ИНН не составляет труда определить, молоток это или мА лоток, неважно, кто в какой банке обслуживается. При расхождении в реквизитах платеж либо возвращается, либо висит, как невыясненный. Удивляюсь, как действительно он прошел. Может, и внутри банка кто посодействовал. Я сама один раз ошиблась буквой в названии контрагента, и этот платеж был отклонен, от банка пришло уведомление об уточнении реквизитов.
База ИНН это база Налоговой инспекции. У банка её может не быть. И уж, во всяком случае, банк Плательщика не обязан выполнять контроль Получателя по этой базе. Вот база БИК есть у каждого банка. Её предоставляет ЦБ РФ и по ней контроль вестись должен и фактически ведётся. Но БИК - это реквизит банка, а не Получателя платежа. Поэтому банк Плательщика гарантирует доставку средств в банк Получателя (в силу корректности реквизитов банка Получателя), а что с этими средствами случится потом (зачислит ли их банк Получателя на указанный счёт, переведёт на невыясненные из-за неточности реквизитов Получателя, вернёт в банк Плательщика или просто украдёт) этого банку Плательщика неведомо...
В Вашем случае, скорее всего сработала такая цепочка: банк Получателя проверил платёжное поручение и выявил несоответствие реквизитов (ИНН, номер л/с, наименование Получателя); зачислил средства на счёт невыясненных поступлений (внутренний счёт банка); сделал запрос уточнения в банк Плательщика (в Ваш банк); а банк Плательщика перенаправил запрос уточнения Вам уже от своего имени. Полученное от Вас уточнение Ваш банк (банк Плательщика) отправил в банк Получателя. Банк Получателя перепроверил уточнённые реквизиты Получателя и зачислил средства на л/с Получателя со своего счета невыясненных поступлений. Но сам контроль вряд ли выполнял банк Плательщика.
По базе ИНН у меня реквизиты организации (наименование, адрес, ОГРН) заполняет примитивная бесплатная программа, и налоговая никаким боком не участвует. Наименование и ИНН это фактически единый идентификатор, и ошибка должна выходить автоматически. Трудно представить, что в банке кто-то вручную будет проверять соответствие в каждой платежке. Банк должен был обратить внимание на несоответствие реквизитов. А следуя вашей логике, что "банк не обязан", можно принести платежку с ИНН от одной организации и названием от другой, и банк направит платеж по ИНН, так как не знает, соответствует ли название этому ИНН. Для чего тогда название организации в платежке, раз для банка оно ни чём не говорит?
Во-первых, Ваша "примитивная бесплатная" программа (а точнее ее разработчик) не несет перед Вами никакой материальной ответственности за точность ИНН и Наименование организации-Получателя. А банк такую ответственность несет. Поэтому банк не может ориентироваться на базу ИНН, скачанную с какого-то левого сайта в Интернете. Только у заслуживающего доверия источника (а это Налоговая, либо уполномоченное ею юр.лицо), только с защитой ЭЦП и только с условием обязательного регулярного обновления (актуализации данных) справочника. Налоговая, на сколько я знаю, таких услуг не предоставляет. К слову, ЦБ РФ базу БИК именно так и распространяет.
Во-вторых, в платежке указываются ИНН, наименование и р/с Получателя платежа для того, чтобы их сверил банк ПОЛУЧАТЕЛЯ. Банк Плательщика этого сделать не может. Поэтому претензии здесь должны предъявляться банку Получателя.
И в-третьих, в описанном в статье случае, скорее всего, платежка в банке Получателя автоматическую проверку и не прошла (из-за некорректного сочетания ИНН и наименования). Но непрошедшие такую проверку зачисления могут попадать на ручную обработку живому человеку. И этот живой человек мог просто на свой страх и риск решить, что ошибка в одной букве наименования "мАлаток"/"мОлоток" - это все лишь опечатка и "ничего страшного". Т.е. сработал "человеческий фактор".
Аналогичная ситуация. Через полгода судебных мытарств, вернула деньги по исполнительному листу из банка получателя платежа.
Но считаю, что банк отправителя не при чем, ведь реквизиты получателя я передала сама.
Интересное решение ВС РФ. Спасибо!
Справедливо
Спасибо! Вот это действительно полезная статья