Эпоха готики. Готическая эстетика из камня со стеклянными стенами

Цветные окна вместо массивных стен
Если романские церкви с их толстыми стенами и маленькими окнами пропускают мало света внутрь, то готические церкви прямо-таки залиты светом.
Этого эффекта строители достигли, в значительной степени отказавшись от массивных стен и заменив их столбами и арками. И поэтому романская и готическая церкви также сильно различаются по внешнему виду: первые обычно кажутся довольно высокими, поэтому последние кажутся почти филигранными.
Много стекла, мало камня – это одна из стилистических характеристик готики. В большинстве готических храмов окна являются определяющим элементом пространства. Взятые вместе, их площадь может составлять несколько тысяч квадратных метров, поэтому кирпичная кладка, окружающая их, визуально отодвигается на задний план.
Это впечатление еще больше усиливается тем, что окна часто сделаны из искусно окрашенного витража и поэтому светятся разными цветами.

Эстетика и статика
Упрощенно сформулированные, готические церкви состоят из каменных лесов со стеклянными стенами. Стеклянные стены служат, прежде всего, эстетике, для статики решающее значение имеет каменный каркас.
Частью этого леса являются колонны. Они соединены остроконечными арками и поддерживают свод. Поскольку колонны сами по себе не могут удерживать вес свода, он дополнительно поддерживается столбами. Эти опоры стойки расположены за пределами фактического здания и соединены с ним арками стойки. Легкость конструкции, обусловленная распоркой, позволяет создавать не только большие окна, но и высокие помещения.
Несмотря на то, что высота потолков в готических церквях впечатляет, частично превышая 40 метров, их истинный размер не раскрывается до внешнего вида. Особенно для современников готической эпохи эти церкви казались прямо-таки небесными. Окруженная невысокими зданиями, такая церковь всегда определяла силуэт города и чаще всего становилась его достопримечательностью.
Наиболее мощное воздействие при этом оказывает главный фасад, в основном окруженный двумя огромными башнями высотой до 150 метров. Эти гигантские размеры часто еще более подчеркиваются тем, что фасады готических церквей украшены сотнями или даже тысячами статуй – высеченных из камня и частично в натуральную величину.

С Востока на Запад
Чтобы построить таким образом, требуются большие знания – особенно в области математики и физики.
Большую часть этих знаний крестоносцы привезли с Востока на Запад. Потому что, несмотря на военные столкновения, между христианами и мусульманами также произошел культурный обмен. От этого в первую очередь выиграли европейцы, потому что на Ближнем Востоке в то время науки были высокоразвитыми во многих областях.
Эпоха готики началась примерно через 40 лет после первого крестового похода и длилась около 400 лет – с 12 по 16 век. Она делится на раннюю, высокую и позднюю готику.
Свое начало готика взяла во Франции, чтобы затем охватить различные регионы Европы, в каждом из которых произошли разные стилистические события.
Хотя стиль готики также отражен в скульптуре и живописи, но наиболее значительное его выражение он получил в архитектуре и здесь особенно в сакральных сооружениях – церквях и соборах.

Европейская эпоха
Основой готического здания является церковь аббатства в Сен-Дени, к северу от Парижа. Закладка фундамента произошла примерно в 1130 году. Прежде всего, западный фасад считается стилеобразующим. Церковь Сен-Дени в то время взяли за образец многие французские строители. Но и в других европейских странах новый архитектурный стиль вскоре был подхвачен.
Примерно в Англии в 1175 году началось строительство Кентерберийского собора. Сначала там еще очень точно следовали французскому образцу, но уже через несколько лет сформировался специфически английский вариант готического стиля, который уже был выражен в Кентерберийском соборе и развивался в ходе последующих церковных построений.
Испанская готика находилась под влиянием мавританских элементов, поскольку мавры господствовали над частями Пиренейского полуострова до 15 века. Одним из самых значительных произведений испанской готики считается Барселонский собор, построенный с 1298 года.

Магдебургский собор-первая готическая церковь в Германия
Только медленно, и то лишь сравнительно ненадолго, готика смогла утвердиться в Италии. Одним из самых ранних примеров нового стиля является базилика Сан-Франческо в Ассизи, построенная с 1228 года.
Но уже в 14 веке-в остальных регионах Европы готика все еще находилась в стадии дальнейшего развития – в Италии сформировались первые стилевые черты последующей эпохи: Ренессанс.
Готика в Германия началась со строительства Магдебургского собора с 1209 года. Однако в этой церкви, помимо готических, есть и романские элементы, поэтому она имеет смешанную форму.
Только церковь Либфрауенкирхе в Трире и церковь Елизаветы в Магдебурге, построенные примерно с 1235 года, оформлены в чисто готическом стиле. В высшей степени-в буквальном смысле-немецкая готика пришла в Ульмер Мюнстер: она имеет самый высокий шпиль в мире на высоте 161,53 метра.

Вечная стройка и наследие человечества
Но самым значительным из всех готических соборов в Германия считается Кельнский собор. И это несмотря на то, что эпоха готики к ее завершению прошла уже более трех веков: закладка фундамента была в 1248 году, инаугурация-в 1880 году.
Однако за более чем 600 лет между ними в течение примерно 300 лет вообще не строилось, недостроенный собор превратился в строительную руину. Половина собора сформировала силуэт города, а кран на южной башне стал достопримечательностью Кельна. На многих современных изображениях можно увидеть эту вечную стройку.
Почему строительные работы были прекращены в середине 16-го века, неизвестно. Может быть, потому, что эпоха готики в этот период подошла к концу, или просто потому, что кончились деньги.
Затем, когда в 1842 году строительные работы возобновились, все произошло очень быстро – всего через 38 лет собор был достроен. Построен по оригинальным планам 13 века. Единственным отклонением от этих планов была железная крыша.
И, возможно, именно это отклонение заставило Кельнский собор пережить и Вторую мировую войну. Несмотря на то, что храм был поражен 14 тяжелыми авиабомбами, он не рухнул.
Кроме того, чтобы исключить подобные атаки в будущем, Кельнский собор был официально поставлен под защиту сообщества народов в 1996 году. ЮНЕСКО объявило его объектом Всемирного наследия-как "шедевр готической архитектуры".
Готика величественна и монументальна. Витражи просто потрясающие! Я была в Риге, зашла в Домский собор послушать органный концерт. Недаром классик сказал, что "архитектура - это застывшая музыка". Я была поражена удивительным сочетанием готики и органа. Незабываемое впечатление!