Проблемы музыкальной школы - из личного опыта и не только
Ученики детских музыкальных школ в процессе обучения сталкиваются с рядом сложностей: нехватка времени на домашнее задание, устаревшие программы, низкая мотивация.
В статье разберём эти и другие проблемы начального музыкального образования в России.
Родители навязали детям музыкальную школу
Это больше проблема не самого музыкального образования, а отношения родителей к своим детям. Она касается не только музыкальной сферы, но и спорта, рисования, танцев.

Когда родители не реализовались в чём-то, они пытаются спроецировать это на своих детей и отдают их в музыкальную школу, если сами хотели стать музыкантами. Ребёнок хочет стать художником, спортсменом или гимнастом, но его мнение в этом вопросе не учитывается. Получается, что он с неохотой ходит на занятия музыкой, с неохотой занимается дома. Учителя думают, что они плохо преподают, родители расстраиваются, что у их ребенка нет таланта. После окончания музыкальной школы – а это 5-8 лет, в зависимости от специальности – он приходит домой, закрывает крышку фортепиано и больше никогда его не открывает.
У меня была похожая ситуация. Один из моих старших братьев занимался музыкой и ему это действительно нравилось, я росла, слушая его игру на скрипке и пианино. Мама решила, что мне тоже не помешало бы музыкальное образование и записала меня на фортепиано. Поначалу мне это нравилось, было интересно играть мелодии самой, а не просто слушать. Но потом это начало надоедать, поскольку помимо специальности есть ещё сольфеджио, музыкальная литература, хор. Последнее мне очень нравилось, позже я сама решила дополнительно заниматься вокалом.
На пятом или шестом году обучения я даже подумывала уйти из музыкальной школы, но мама настояла, чтобы я всё-таки закончила. После окончания я действительно не подходила к инструменту. Но сейчас, когда прошло уже 9 лет, мне нравится иногда разучивать какие-то мелодии, но делаю я это крайне редко.
Ситуация с навязыванием отлично раскрыта в 3 серии сериала «Бесит» - «Супермама». Она там крайне гиперболизирована, но показывает всю суть этого явления.
Сложно совмещать общее и музыкальное образование
У детей, которые занимаются, помимо общеобразовательной школы, ещё и в музыкальной, очень загружены дни. Как правило, с утра до обеда у них уроки, они приходят домой поесть и идут на занятия музыкой. Вечером их ждёт выполнение домашних заданий не только по математике и биологии, но и выполнение упражнений на инструменте.

Из-за большой загрузки у них страдает успеваемость и в той, и в другой школе. Учителям всё равно на то, что у ребёнка дополнительные занятия, их задача – обучить его своему предмету. В музыкальной школе всё равно, что в общеобразовательной завтра контрольная работа, ведь ребёнок должен был выучить этюд к отчётному концерту. Кроме того, у детей не остаётся времени на отдых и развлечения.
Совмещать нагрузки двух школ было не только сложно, но и обидно. Придя из школы ты видишь, что твои друзья играют во дворе, развлекаются, веселятся, а тебе нужно быстро пообедать и идти заниматься музыкой. Ещё один момент – в 6 классе общеобразовательной школы я училась во вторую смену. Соответственно, занятия в музыкальной были либо рано утром, либо поздно вечером, если это занятия в группах. В этом случае времени на отдых катастрофически не хватало.
Старые программы обучения
В детских музыкальных школах всё ещё обучают по старым, но проверенным методикам. Казалось бы, если что-то работает, зачем это менять? Но ребёнок с детства слышит разную музыку – рок, поп, хип-хоп. К моменту поступления в музыкальную школу у него формируется вкус и собственное восприятие музыкального мира. Но учится он «на лучших образцах классической и народной музыки», как было утверждено "Программой развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы".

Да, классику нужно знать и изучать, но детям нечасто интересно играть Баха, Моцарта и Чайковского. Им хотелось бы сыграть что-то своё, то, что им действительно нравится. Но в музыкальных школах готовят музыкантов, которые в перспективе будут играть в оркестрах, выступать на международных фестивалях и концертах.
Мне немного повезло в этом моменте. На последнем году обучения преподавательница разрешила мне сыграть то, что хотелось именно мне. Правда, выбрана была самая классическая композиция из всех предложенных. А именно, мелодия из фильма «17 мгновений весны».
Концерты и конкурсы для «галочки»
Во многих детских музыкальных школах преподаватели обязаны отправлять своих учеников на конкурсы и концерты. В связи с этим у детей увеличивается нагрузка и, соответственно, стресс от постоянных занятий и выступлений на сцене.
Из-за этого у ребёнка уменьшается желание ходить в музыкальную школу.

Конечно, преподавателям нужно показывать и свой уровень, и уровень учеников, но часто это происходит слишком часто и навязчиво. Особенно «везёт» ученикам-отличникам, которые вынуждены ездить на концерты и конкурсы чаще остальных.
У моего брата обнаружился талант к игре на скрипке, и потому его часто отправляли на конкурсы. Порой маме приходилось ездить с ним в другие города на электричках, поскольку бюджета на автобус или маршрутку у музыкальной школы не хватало. А зарекомендовал он себя ещё в первом классе, куда пошёл в 6 лет. Можете представить, сколько напряжения и стресса он испытывал на концертах.
Но в итоге он закончил музыкальную школу даже по двум специальностям – скрипке и фортепиано. Со скрипкой у него не сложилось, а вот пианино он всё ещё увлекается, приобрёл синтезатор для большего удобства.
А ещё есть городские концерты, которые проходят на улице в любую погоду. В них обычно задействуются детские хоры всех музыкальных школ города. Мне запомнился один концерт, который проходил летом в честь Дня города. В день события была сильная жара, а прийти необходимо было заранее – за час, полтора до начала концерта. Хор был вынужден стоять на сцене во время речи губернатора и других лиц и только после этого следовало выступление из нескольких песен. Сцена располагалась на самом солнцепёке. Многим детям стало плохо, кто-то даже получил солнечный удар.
Проблемы с преподавателями
Снижается качество подготовки выпускников музыкальных вузов, а, следовательно, в дальнейшем эти специалисты не смогут дать хорошее образование и своим ученикам. А ещё наблюдается дефицит кадров. Больше всего это явление заметно в сёлах и в небольших городах.
Наибольший дефицит ощущается в следующих направлениях:
- Историко-теоретические дисциплины;
- Духовые инструменты;
- Струнные инструменты;
- Ударные инструменты;
- Народные инструменты.
Во время обучения в музыкальной школе я хотела научиться играть на саксофоне. Но в моей этой специальности не было. В двух других ситуация была такая же. Мама нашла небольшую школу в другом городе, в которой был преподаватель по саксофону. Но в последствии оказалось, что там нет самого инструмента.
Встречаются также и учителя с некорректным стилем преподавания. Вместо советов и объяснений они предпочитают пользоваться моральными, а то и физическими унижениями. Им легче сказать, что ребёнок бесталанный, плохо старается и из него ничего в будущем не получится, чем объяснить, что он делает не так и посоветовать, как это можно исправить.
Моя подруга рассказывала, что из-за неправильной постановки рук во время игры на фортепиано её били по пальцам линейкой. И происходило это не один раз.
Из-за проблем с преподавателями, в том числе из-за их отсутствия, уменьшается и количество обучающихся по ряду направлений. В частности, желающих заниматься на струнных инструментах уменьшилось на 35 000 человек, на хоровых отделениях – на 11 000 (данные за 2004-2014 года).
Детям не дают мотивацию к обучению
В детских музыкальных школах, как и в обычных, ставят оценки по пятибалльной шкале. Когда ребёнок получает 5, это даёт ему стимул и дальше продолжать хорошо заниматься. Но после получения двойки или тройки пропадает желание что-либо делать. Вообще, довольно странно оценивать талант ребёнка цифрами.
На конкурсах и концертах детям вручают грамоты, которые потом пылятся, как мусор. А на некоторых конкурсах грамоты выдают только победившим участникам, там что ребёнок, который долго готовился к выступлению, тренировался, переживал, но проиграл, не получит даже эту бумажку.
Многие учителя, которые преподают групповые занятия, например, хор, выделяют любимчиков, которым отдают самые интересные партии, уделяют больше внимания. Это никак не мотивирует остальных детей лучше заниматься, поскольку их всё равно не услышат. Конечно, не все умеют хорошо петь, но из-за такого неравенства нет даже желания научиться.
Моя младшая сестра тоже занималась в музыкальной школе, но не доучилась, отдав предпочтение художественной. В какой-то момент хор у неё начала вести новая директриса, которая довольно быстро разделила детей на две группы – любимчиков и не любимчиков. Первые пели громко, привлекали внимание зрителей на концертах, а вторых порой даже просили молчать и лишь делать вид, что они поют. Сестра входила во вторую группу. В первую входили более старшие ученики, в том числе, дочь директрисы.
Ещё один момент, из-за которого не хочется заниматься в музыкальной школе – ограничение возраста. Знакомый рассказывал, что хотел в 16 лет начать заниматься в музыкалке, но его не приняли, так как он был слишком «старым».
Подведём итоги
В музыкальном образовании в России есть целый ряд проблем. Они касаются и преподавателей, и системы образования, которая не меняется уже долгие годы. Будем надеяться, что все они решатся, и дети станут с удовольствием заниматься музыкой, а не по желанию их родителей.
Несмотря на то, что в музыкальной школе мне не очень нравилось, сейчас я вспоминаю то время с теплотой и благодарна и родителям, которые записали меня на занятия, и преподавателям, которые обучили меня. Любой опыт, который происходит у нас в жизни, в будущем обязательно пригодится в том или ином виде.

А вы учились в музыкальной школе?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
👍👍👍
Особенно, когда музыкальное образование навязано родителями ................................
Спасибо за статью. Буду рада вашей поддержке.