"Госуслуги" будут принимать жалобы на спам-звонки

Наверное, каждый из нас сталкивался со спам-звонками или звонками с неизвестных номеров. Это могут быть рекламные кампании, банки, коллекторы или мошенники. Но как с ними бороться, никто не знает, и куда обращаться с такой проблемой – тоже не ясно.
В Госдуму планируют внести законопроект, в котором предложено разместить на портале "Госуслуг" форму, заполнив которую гражданин сможет пожаловаться на подозрительные звонки. После проверки заявки операторов сотовой связи, допустивших звонок абоненту с подменного номера, могут оштрафовать.
Заявка на портале "Госуслуги"
В настоящее время нет четкой системы борьбы со спам-звонками, ввиду того что подавляющее большинство таких звонков совершается с подменных номеров и отследить звонившего практически невозможно.
С принятием законопроекта любой пользователь, зарегистрированный на "Госуслугах", сможет указать в специальной форме номер, с которого ему звонили, дату, время и номер, на который поступил звонок. После чего Минцифры сделает запрос на получение сведений о подозрительном вызове оператору связи, который должен сообщить информацию о факте пропуска телефонного трафика и предоставить данные об абоненте и операторе связи, с которого осуществлялся вызов.
Если будет выявлено, что оператор связи пропустил звонок с подменного номера, ему грозит штраф до 1 миллиона рублей (ст. КоАП 13.2.1).
С учетом неспокойной ситуации в мире телефонные мошенники начали работать из-за рубежа, создавая целые колл-центры, сеть которых просто поражает своими масштабами. Так, у одной из таких сетей инфраструктура находилась в Нидерландах, система учета звонков – в Соединенных Штатах, а IP-телефония – в Эстонии.
Как это будет работать
Немного статистики: в мае 2022 года количество спам-звонков увеличилось на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данные Центробанка показали, что только за первый квартал 2022 года мошенники похитили у клиентов банков 3,3 млрд рублей (на 14% больше, чем в 2021 году).
По закону оператор связи не может просто заблокировать номер абонента, он может лишь расторгнуть договор обслуживания, если его условия нарушены.
Пока законопроект еще сырой, но уже сейчас можно сказать, какие проблемы могут возникнуть с внедрением такой системы контроля. Во-первых, нужно создать колл-центр, где специалисты будут обрабатывать заявки в ручном режиме. Во-вторых, операторы связи будут получать немаленькие штрафы за пропуск спам-звонков. В-третьих, нет никаких гарантий, что люди просто начнут писать жалобы на всех и вся про причине, что им кто-то не понравился.
Ответственность операторов связи
У многих операторов связи сервисы по борьбе со спам-звонками уже есть и сейчас. В предложенную форму можно ввести номер, после чего он отправляется на проверку, результаты которой приходят абоненту в отчете. Но многие люди считают, что самым верным способом защитить себя от спама будет просто заблокировать нежелательный номер. Однако, как правило, это не особо спасает, так как у мошенников есть целый арсенал номеров, количество которых исчисляется тысячами.
Еще одной проблемой является оборот на рынке так называемых серых симок, которые не оформлены должным образом, то есть SIM-карта не зарегистрирована по паспорту. Понятно, что владелец такой карты может совершать звонки кому угодно и куда угодно. И как в такой ситуации наказывать оператора связи, если по факту он не совершил ничего противозаконного?
После запуска сервиса на "Госуслугах" в тестовом режиме будет запущена и автоматическая проверка номеров. То есть если на один и тот же номер будет поступать определенное количество жалоб, он попадет в черный список по умолчанию. Впрочем, и в этом случае возможны ошибки.
На данный момент вопросов к данной схеме, как и к самому законопроекту, еще много и нужно прорабатывать все возможные риски как для операторов сотовой связи, так и для самих абонентов.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Интересно, а когда Госуслуги начнут принимать заказы на пиццу?
Достали звонки из Совкомбанка с Халвой. Два последних раза посылала их в Перу. Но что-то не едут туда, наверное дорого.
Лада, они просто не знают где это находится, поэтому не понимают куда им ехать) у меня остался омский номер, звонят местные компании, но при том когда слышат что я в Калининградской области все задают один и тот же вопрос а как это далеко от Омска)
Что сказать?
В таких кол-центрах работают только жертвы ЕГ.
Вы им место назвали, а маршрут плохо растолковали.
Так сейчас легко загуглить.
Вызывает сомнения
благодарю
Госуслугам сделать бы для людей запись к врачам, а то пока переберешь 18 врачей, чтобы узнать что к ним записи нет в ближайшие 14 дней, и зубная боль от ярости проходит... Вот как лечить надо!