Кредит с дополнительными услугами: что делать, если банк навязал то, о чем не просили

При оформлении кредита заемщики редко обращают внимание на пункты договора, прописанного мелким шрифтом, полагая, что этот документ – не более, чем формальность. Однако опыт показывает, что банки нередко включают в него ненужные потребителям опции или страховки. Что делать, если эти услуги не нужны, и можно ли от них отказаться?
Накрутка в 327 тысяч рублей
Одна из пользователей системы Банки. Ру рассказала историю своей мамы-пенсионерки. При оформлении потребительского кредита женщине навязали дополнительные услуги на нешуточную сумму – 327 тысяч рублей. Причем, сделали это сходу, пока клиентка не успела разобраться, что к чему. «Когда до меня дошло, я вмешалась. Только поэтому удалось отбить комиссию за низкую ставку в размере 180 тысяч рублей. Я была ошарашена, что в таком размере вообще бывает комиссия», - написала Анна.
По словам Анны, ее маме подключили услугу страхования, уверив ее, что эта опция обязательна. Через неделю мама и дочь явились в банк, потребовав отказа от страховки. Жалобу составили у юриста на имя президента банка.
Как повел себя банк
После того, как на народном рейтинге появилась публикация отзыва, банк-кредитор пояснил, что подключил клиентке сразу две услуги: страхование и гарантию минимальной страховки. Сотрудники пояснили Анне следующее:
«При оформлении вы ознакомились с предложенными услугами и подписали договор. При детальном изучении документа вы решили отказаться от этих двух программ. Сотрудниками ваше заявление было принято сразу же и обработано в срок, а сумма комиссии возвращена на счет кредитного договора».
В банке также добавили, что с мамой Анны были обсуждены все детали оплаты по кредиту, и сделали это в телефонном режиме. В ходе беседы было принято решение по оформлению частичного погашения с целью уменьшения переплаты по процентам.
Как избежать навязывания услуг во время заключения кредитного договора
Перед подписанием договор необходимо детально изучить. Если возникают вопросы, задавайте их юристам. Обязательной опцией в банках РФ является только имущественное страхование, но только в том случае, если денежный займ берется под залог недвижимости. Во всех остальных случаях услуги являются дополнительными, и заемщик имеет полное право от них отказаться.
Однако если заемщик отказывается от дополнительных услуг, банк также может ответить ему отказом без пояснения причины. Что делать в таких случаях?
План действий заемщика при взаимодействии с банком-кредитором
Для начала проверьте выбранную вами организацию в реестре Банков РФ, после чего определитесь с кредитным продуктом, который вам больше всего подходит. Задайте свои вопросы менеджеру банка и уточните все детали. Сразу договор не подписывайте, а возьмите паузу на его изучение. При необходимости созванивайтесь с банком и уточняйте, что означает та или иная услуга.
Если вы понимаете, что банк отказал вам в выдаче кредита без веских на то оснований, напишите жалобу в Центробанк и отзывы на специализированные сайты.