Горькая конфета
🍬Феномен «горькой конфеты»
Этот феномен или эффект основан на ситуации конфликта мотивов.
Когда очень хочется, но не можется.
Суть в том, что дети от 3 до 6 лет с лёгкостью могут решить задания, с которыми не справляются младшие школьники. Потому, что успешность процесса решения задачи зависит не только от объективного содержания последнего, а в первую очередь от мотива, который задаётся задачей.
Был проведен эксперимент, суть которого заключалась в практически невыполнимом задании: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».
Таким образом, получается, что ребёнка ставят в ситуацию конфликта его мотивов. С одной стороны хочется взять интересующий предмет, а с другой нужно выполнить задание. В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца. Обычное детское лакомство, став незаслуженной наградой, казалось детям горьким. Горьким по своему личностному смыслу.
Во взрослой жизни мы так же испытываем конфликт мотивов. Когда очень хочется что-то сделать, но есть социальные установки. Кстати, некоторые из них нам навязывает окружение, а некоторые мы сами себе. И только вам решать, быть довольным собой или чувствовать, что довольны вами.
Что выиграете вы?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты