Пропаганда
Люди ведут себя так, как их выдрессировали, какие новости для них выбрали, как их отвлекают от того, о чём они не должны слышать.
Жак Фреско

Вряд ли можно найти такое общество, в котором не было бы совершенно никакой пропаганды, проводимой заинтересованными лицами с целью формирования у большинства людей в этом обществе необходимых взглядов на те или иные вещи. Чаще всего речь идет о политической и идеологической пропаганде, причем каждая из них часто зависит от другой, политика строится на каких-то идеях, а идеи могут реализовываться с помощью политики. Многие люди, судя по их объяснению собственных решений, которые, как им кажется, они принимают, исходя из собственного мнения о чем-либо и собственных интересов, недооценивают силу пропаганды, ее влияние на себя и свою зависимость от нее. Потому что часто оказывается, что именно она вынуждает таких людей принимать какие-то решения, многие из которых частично или полностью не отвечают их интересам. Но они этого не понимают.
Что такое пропаганда
Пропаганда – это популяризация и распространение в обществе различных идей, знаний, информации с целью формирования у людей определенных взглядов, нужного мнения и представлений о чем-либо. Если говорить еще проще, то пропагандой является многократное повторение какой-то информации с целью ее укоренения в умах большинства людей. Информация может быть любой, лишь бы она легко воспринималась людьми, чтобы им было проще ее принять. Для этого обычно пропаганда обращается к самым базовым инстинктам человека, а не к его разуму. Человек готов поверить в любую ложь, если она очень часто повторяется и он ее очень хорошо понимает. Как говорил Йозеф Геббельс: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой».
Кому и зачем это нужно? Пропаганда позволяет взять под определенный контроль поведение людей, которое во многом зависит от того, о чем и как они думают, каких убеждений придерживаются, каким идеям следуют. Можно сказать, что убедив в чем-то людей, можно обрести над ними некоторую власть, потому что люди будут подчиняться укоренившимся в их головах идеям, а значит и тому человеку, той группе людей, от которых эти идеи исходят. Наши мысли влияют на наши поступки, а пропаганда влияет на наши мысли. Поэтому, можно сказать, что пропаганда – это один из способов управления людьми с помощью информации, а говоря еще точнее – это управление людьми через их мысли, посредством информационного воздействия на их примитивную животную сущность.

Какой должна быть пропаганда
Главной особенностью пропаганды является простое, понятное, преимущественно эмоциональное и многократно повторяемое сообщение, которое необходимо внушить людям. Простота, понятность, многократное повторение, к этому еще можно добавить широкий диапазон и массовость воздействия, вот какой должна быть пропаганда, чтобы быть эффективной, и чтобы называться пропагандой. И эмоции, конечно, ей нужнее, чем какие-то рассуждения. Думать люди не любят, а испытывать чувства они любят, потому что это очень легко.
Чем легче воспринять и понять сообщение, идею, тем большему числу людей оно, она будет доступна. А чем чаще такое сообщение, такую идею будут повторять, тем выше вероятность, что оно, она повлияет на подавляющее большинство людей. Кто-то во многом сознательно примет это сообщение, эту идею, кто-то преимущественно на уровне подсознания, но итог будет одинаковым для всех случаев – люди будут считать правдой то, что им внушила пропаганда. Что она, по сути, впихнула им в голову. В пропаганде должно быть много сильных эмоций, чтобы она лучше запомнилась и закрепилась в подсознании, благодаря своей яркости. Все эмоциональное люди помнят лучше, чем логичное. Но тем не менее, очень важно понимать, что пропаганда, это не всегда эмоции и внушение, когда информацию стараются протолкнуть в подсознание, минуя сознание. В пропаганде может и должна быть логика, которая обращается к сознанию, к интеллекту человека, а не только к его чувствам. Только это должна быть простая, понятная и очень стройная логика, я бы даже сказал, что это должна быть уверенная логика, в которой не должно быть недосказанности, сомнений, предположений, допущений. Из А вытекает Б и точка. Даже не очень умным людям, какое-то объяснение причины и следствия все-таки нужно, чтобы больше доверять сообщению. Поэтому оно должно быть, но не слишком заумным и сложным. Иначе оно будет отвергнуто не мыслящими людьми.
Пропаганда должна быть похожа на истину, которая всегда и везде остается неизменной, то есть, это такая информация, которая говорит о неизменных и абсолютных законах. Черное – это черное, а белое – это белое. Никаких промежуточных цветов, никаких относительностей, все вечное и определенное. Люди любят определенность, ясность, постоянство мысли, неизменность идей, они не хотят менять свое мнение в зависимости от обстоятельств, им нужны такие знания, которые можно носить в себе всю жизнь. Поэтому-то та же религия не меняется веками, несмотря на открытые наукой истины, опровергающие какие-то ее догмы. Потому что религия держится на вере, а не на логике, а вера не может менять свои ориентиры, ей требуется постоянство, чтобы верящий человек чувствовал душевный комфорт. И пропаганда также должна отвечать этому требованию – она должна быть постоянной, чтобы люди ее охотно приняли. Пусть она будет ошибочной в чем-то, пусть будет говорить о вещах, которые трудно доказать, лишь бы она подносилась с полной уверенностью в том, что это истина. И простая логика пропаганды, которую можно объяснить на пальцах, должна доказывать ее истинность. Во всех проблемах в нашем обществе виноваты внешние враги. Ну и еще предатели. И все, никаких рассуждений по этому поводу, никакой конкретизации. Конечно, эмоций в пропаганде должно быть больше, но и логика обязательно должна присутствовать. Пропаганда не может просто называть что-то белым, а что-то черным, она должна давать лаконичное объяснение, почему белое – это белое, а черное – это черное.
Логика пропаганды
В пропаганде нет никакой сильной, глубокой логики, каких-то сложных в понимании аргументов, длинных объяснений чего-либо и их не должно в ней быть ни в коем случае, они ей только вредят. Пропаганда рассчитана на всех или по крайней мере на подавляющее большинство людей, поэтому она должна быть понятна даже малообразованным людям, имеющим маленький словарный запас и упрощенную логику. Люди поумнее тоже охотно поддаются воздействию пропаганды, даже если видят в ней какие-то нелогичные и спорные моменты, и весь ее примитивизм. Потому что поддаться информационному влиянию всегда проще, чем противостоять ему. Быть с большинством легче, чем сохранить свое независимое мнение, каким бы правильным оно не было. Если оно отлично от мнения большинства, с ним труднее жить. Для этого ведь не только ум нужен, но и смелость, уверенность в себе, чтобы стоять на своем, отвергая мнение большинства. Но даже если умный человек и готов противостоять мнению общества, ему это не всегда нужно делать. В своем поведении он должен исходить из своих личных интересов, поддаваясь пропаганде или делая вид, что он ей поддается, а не бороться за какую-то правду, которая никому не нужна, а потому ничего ему не даст, если он будет ее отстаивать.
Логика пропаганды должна основываться на простых и общеизвестных фактах, чтобы быть воспринятой всеми. Ведь логика что делает, она связывает разные вещи между собой – причину и следствие, предмет и его свойства. Она различные факты связывает между собой, позволяя увидеть целую картину произошедших событий, то есть, логика объясняет различные закономерности. Но люди не смогут в своей голове связать такие вещи, о которых они не имеют никакого представления. Если они чего-то не знают, они не могут об этом размышлять. Например, вы не сможете связать между собой половой акт и рождение детей, если вам не объясняли, как именно появляются дети, какие процессы к этому приводят, как проходит оплодотворение яйцеклетки и прочее. Для вас половой акт и рождение детей будут совершенно разными вещами, если вы не знание о зависимости одного от другого. Поэтому, чтобы связать эти вещи, о них нужно знать. И если толпа чего-то не знает, ей труднее понять логику пропаганды, опирающуюся на неизвестные им закономерности.
А чтобы люди что-то узнали, их этому надо научить. Но тогда речь уже будет идти не о пропаганде, которая должна приклеиваться к человеку, как банный лист к пятой точке, а об образовании, обучении, для которого учащимся нужно принимать волевые усилия, чтобы узнать новое. А у нас ведь речь идет о пропаганде, значит те, на кого она распространяется, не должны напрягать свой мозг, они должны легко принимать то, что им говорят, пишут, показывают. Значит надо исходить из того, что люди уже знают о чем-то и на этом строить логику своей пропаганды. Следовательно, если пропагандист скажет вам, что незащищенный секс приводит к рождению детей, которых вы можете не желать иметь, вы, не обладая нужными знаниями в этой области, не поймете, как одно связано с другим. При этом вы, конечно, не станете себе это непонимание объяснять тем, что вы чего-то не знаете, ваше эго будет этому противиться, оно же всегда внушает вам, что вы очень умны. Поэтому, вы скорее подумаете и скажете себе, что человек, который вам все это говорит, какую-то чушь несет, он какой-то глупый и его идеи дурацкие, лучше его не слушать, лучше пойти и послушать, либо почитать того, кто говорит о более понятных вещах. В итоге пропагандист не добьется своей цели, он не убедит ни в чем тех людей, которые не понимают его логику. А вот если он скажет необразованной толпе, что рождение детей – это Божья воля, им будет проще это принять. А половой акт – это вообще грех!
Вот потому в пропаганде и надо строить логику на общеизвестных фактах, чтобы люди понимали, о каких связях идет речь. Скажем, все мы знаем, что Земля круглая, ну, вроде бы все это знают. Вот значит на этом утверждении можно строить свою логику. Дважды два четыре – это уже могут не все знать, но все же большинству людей это известно. Эту логику тоже можно использовать в своей пропаганде. Все богатые люди – воры и жадины, разбогатевшие за счет обмана и ограбления других? Сильное утверждение, независимо от его правдивости. Все небогатые люди, даже если и понимают, что это не всегда и не совсем так, все же любят с таким утверждением соглашаться. Стало быть, распространяя свою пропаганду на таких людей, можно использовать это утверждение в своей речи, вписав его в нужный контекст, чтобы оно дополняло вашу логическую цепочку рассуждений. Люди любят яркие, агрессивные речи, в которых говорится о том, что во всех их проблемах виноват кто-то другой. И если этого другого наказать, то все проблемы решатся. Поэтому пропаганда всегда ищет козлов отпущения, этим она и интересна многим людям.
Посмотрите, как легко люди верят политической пропаганде, которая, к примеру, рисует им врага в лице какого-то народа, с которым у этих людей никогда никаких проблем не было, но теперь они враги. Или экономическая пропаганда внушает людям, что, к примеру, мясо нельзя есть, потому что оно вредно для здоровья или ГМО-продукты вредны, или пальмовое масло. Большинство людей даже не пытаются как-то изучить этот вопрос, чтобы понять, а так ли оно на самом деле или нам чего-то недоговаривают, что-то преувеличивают или искажают. Нет, зачем думать, они просто верят пропаганде, ну раз так об этом часто и много говорят, значит так оно и есть. Или, идеологическая пропаганда может внушать людям, что диктатура лучше демократии. Люди верят и поддерживают соответствующую идеологию. Таких примеров может быть много. Простая логика, сильные эмоции, многократное повторение сообщения и его массовое распространение, и люди поверят во что угодно, даже в то, что их самих не существует.
***
Источник: https://psichel.ru/propaganda/