Я важен? Мы хотим знать, значима ли наша жизнь помимо нашего собственного существования.
Над вопросом о том, что такое осмысленная жизнь, философы и теологи ломали голову на протяжении тысячелетий. Они предлагают разные ответы – в зависимости от их происхождения: вера в единого Бога может сделать жизнь наполненной смыслом. Для одних может быть важно наслаждаться жизнью, другим нужно чувствовать, что их любят, видеть в детях смысл своей жизни или искать работу, которая их удовлетворяет. Какой бы ответ вы ни дали себе: для психики важно найти смысл в жизни.
Над вопросом о том, что такое осмысленная жизнь, философы и теологи ломали голову на протяжении тысячелетий. Они предлагают разные ответы – в зависимости от их происхождения: вера в единого Бога может сделать жизнь наполненной смыслом. Для одних может быть важно наслаждаться жизнью, другим нужно чувствовать, что их любят, видеть в детях смысл своей жизни или искать работу, которая их удовлетворяет. Какой бы ответ вы ни дали себе: для психики важно найти смысл в жизни.
Но что именно люди судят, когда думают о смысле своей жизни? Существует ли общее убеждение, которое позволяет сначала увидеть смысл, в чем бы он ни заключался? Психологи Влад Костин и Вивиан Л. Виньоль из Университета Сассекса, Великобритания, недавно приняли концепцию, которая очень помогает понять, как люди придают смысл своей жизни: это чувство важности. Это не самооценка, принадлежность или потребность быть уникальным – скорее, эти три являются положительным следствием ощущения своей значимости в мире. Очевидно, прежде чем решить, считаем ли мы свою жизнь значимой, мы думаем о том, значима ли она даже за пределами нашего собственного существования. Очевидно, многие хотят, чтобы их жизнь была важна сама по себе, просто потому, что она есть. При этом они думают о неизмеримых размерах космоса, о том факте, что человечество по сравнению с ним такое крошечное, и все же хотят найти его существование значимым, к такому выводу приходят психологи.
Влад Костин и Вивиан Виньоль изначально исходили из другого предположения при разработке своих исследований: они полагали, что это экзистенциальное чувство важности на просторах вселенной было лишь небольшой частью нашей потребности в смысле. Вот почему они сначала определили наше чувство цели как сумму различных отдельных чувств: например, это включает в себя согласованность в том, считаем ли мы свою жизнь согласованной. Затем, есть ли у нас общая цель в жизни, например, дети или работа. В-третьих, он включал в себя вопрос о том, чувствуем ли мы, что наша жизнь так же значима, как и жизни других людей.
Маленькие люди в большой вселенной
Исследователи предполагают, что эти три аспекта могут быть объединены в одно всеобъемлющее чувство цели. Но, по-видимому, все обстоит иначе: те испытуемые, у которых не было чувства универсальной значимости за пределами их собственных границ, также не сообщали о согласованности или всеобъемлющих целях. То есть наоборот: только те испытуемые, которые считали свою жизнь значимой в экзистенциальном смысле, то есть за пределами собственного существования, находили в ней смысл. По-видимому, чувство важности собственного существования во вселенной является психологической предпосылкой для того, чтобы мы могли видеть смысл в нашей личной жизни. Психологи обнаружили эту связь независимо от пола, религии или возраста и других критериев.
Психолог Гордон Л. Флетт посвятил теме важности целую книгу: Психология значения. Он приходит к выводу, аналогичному выводу Костина и Виньоля: только тот, кто чувствует, что имеет значение в жизни, также воспринимает свою жизнь как значимую. Но, с точки зрения этого исследователя, это исключительно вопрос заботы о других людях. Флетт пишет, что это легко спутать с чувством принадлежности, но это означает нечто большее: тот, кто чувствует, что он важен, преуспевает в достижении внутреннего баланса. Между личной автономией (агентство), а также его заботу и готовность сотрудничать с другими (сообществом), то есть чувство принадлежности к ним.
Далеко позади в списке приоритетов родителей
Это чувство, что мы что-то значим для других, мы очень быстро подвергаем сомнению, даже в случае незначительной небрежности со стороны других мы начинаем сомневаться, - сообщает Флетт. Например, исследования показали, что школьники быстро начинают чувствовать себя неважно, как только учитель забывает их имя. А детей, чьи родители очень заняты, мучает, когда им кажется, что они не важны, то есть они слишком сильно отстают в списке психологических приоритетов родителей. В рабочем мире мы хотим, чтобы мы были важны для компании и для коллег, независимо от того, одинаково ли нам симпатичны все коллеги.
По словам Флетта, мы все склонны снова и снова задавать себе вопрос о том, что мы значим, и отвечать на него. Мы, кажется, постоянно ставим в тупик окружающих нас людей в этом отношении: по-прежнему ли мы для них важны? Насколько другие зависят от нас? И будут ли другие скучать по нам, когда нас больше не будет?