Есть ли разница между электронным учебником и оцифрованным? Есть. И она огромна

С началом нового учебного года у ряда детей (да и родителей, чего уж там), возникли проблемы с учебниками. Ряд школ и в нашем городе, и в целом по стране, по предметам, по которым в основном идут практические занятия, бумажные учебники не предоставляют. А так как ко мне стали обращаться с этим вопросом массово (вот честно – за неделю четыре человека!), то я решила, что вопрос будет интересен широкому кругу читателей.
Мотивируют школы такое решение следующим – бумажных учебников не хватает, денег на них нет, пользуйтесь электронными, которые выложены в Дневник. Ру. Вышестоящие организации, типа управления образования, говорят, что все законно, домашних заданий по этим предметам (чаще всего это музыка, технология, физкультура, изо. Но и родной русский нередко тоже в этом ряду) не задают.
И все хорошо. У них. Но не у детей и родителей. Потому что заниматься по этим учебникам невозможно. Особенно тем детям, у которых нет компьютера. А с телефона прочитать что-то из такого учебника нереально.
Итак. Во-первых, то, что по этим предметам не задают домашних заданий – наглая ложь. Задают. И по музыке, и по изо, и по технологии. И само собой, по родному русскому тоже. Проекты по технологии, которые не выполнить без учебника – например, выкройки платья и т.д., – в большинстве школ обязательно предусмотрены программой.
Во-вторых, – и это гораздо важнее – вам (нам) наглым образом пудрят мозги. Потому что школы выкладывают под видом электронных учебников никакого отношения к этим учебникам не имеющее. Чаще всего выложены оцифрованные (сканированные) бумажные учебники. И качество оцифровки нередко просто ужасное. Увеличить текст невозможно, он «плывет». Сканы страниц кривые и нечеткие. И заниматься по ним без вреда для здоровья точно невозможно. А электронных учебников у многих школ просто нет. По той же самой причине – стоят они не меньше бумажных.
Что такое электронный учебник?
А вот ГОСТ нам все и расскажет. ГОСТ Р 57724-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник электронный. Общи
Согласно п. 3.1.21 ГОСТа, под электронным учебником понимается электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Это главное, что отличает электронный учебник от оцифрованного. Но не ГОСТом единым… есть и ведомственный акт, обязательный для всех образовательных учреждений – Приказ Минпросвещения № 695, вступивший в силу 16 февраля 2020 г.
Согласно п. 9 данного Приказа, к электронному учебнику установлены дополнительны требования, в частности:
корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых для мобильных устройств;корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и иное);наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним;наличие возможности определения номера страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме; и ряд других.
Теперь понятно, что такое электронный учебник? И если ваша школа предоставила не такой – вы вправе отказаться от использования в образовательном процессе оцифрованного учебника. Это не электронный учебник. Это вообще не учебник.
Думаю,что если нет бумажных учебников..то задавать по электронным не должны, особенно тем - у кого нет компьютера.
Я полностью согласен. Но в школе говорят - наличие компьютера и интернета в современных реалиях - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие для обучения, как наличие рюкзака, дневника, тетрадей и т.д.
Пусть тогда и купят семьям у кого нет компьютера. С телефона просто невозможно читать...по себе знаю.
Позиция в школе следующая. Рюкзак купили, одежду купили, компьютер тоже можете купить. Это ваши проблемы. Например, обучение на дистанте, РОДИТЕЛИ должны обеспечить получение знаний, путем наличия компа и инета.
Вы страшно далеки от народа. Я школьный библиотекарь с 40-летним стажем. Денег на приобретение учебников выделяется достаточно. Только во многих школах на эти средства закупается мебель и т.д. Все зависит от директора. Но закупаются учебники которые есть в Федеральном перечне учебников. Если учитель захотел взять учебник, которого нет в ФП, он не имеет права заставлять его покупать.Но есть еще большое НО. Прокуратура требует наличие и электронных учебников. Т.е. должен быть и бумажный вариант и электронный. Только непонятно зачем?
Ну конечно, нет денег на издание бумажных учебников! На издание мерзопакостных книжонок, типа "Лето в пионерском галстуке" развращающих наших детей, деньги почему-то непременно находятся. А на учебники денег нет?
Сейчас купив, или получив учебник и список литературы для внеклассного чтения, родители должны, сначала, прочитать это от корки до корки сами.
Такие рассказы, в учебниках встречаются, что волосы дыбом встают!!!
Причём, даже для младших школьников.
Приходит внучка и спрашивает:
- Бабушка, нам задали прочитать рассказ и оценить действия девочки, а я не знаю что сказать.
Беру учебник - читаю...
Краткий пересказ: Девочка собиралась идти в школу, а на улице начался ураган. Но, девочке так хотелось в школу, что она взяла большой камень, чтобы её не унесло ветром и пошла. По дороге она встретила учительницу, которая тоже шла в школу... Вместе они добрались до места.
И задание - Оцените действия девочки. (заметьте - не учителя, а именно девочки).
Пришлось объяснять ребёнку, что учительница молодец потому, что шла в школу волнуясь за детей, которые могли там находиться когда начался ураган.
А девочка просто дура, что зря рисковала своей жизнью.
- Так и ответь учительнице - бабушка сказала, что девочка ДУРА.
Внук, за обедом, вдруг выдаёт:
- Вот я думаю, может мне из дома убежать?
Мы напряглись - откуда такие мысли? Стали осторожно расспрашивать...
Оказалась, читали рассказ, как два мальчика, пошли гулять..., встретили не знакомого мужика... и уехали с ним на речку... Где жили с ним в шалаше..., купались..., ловили рыбу... Рассказ назывался - "Как я провёл выходные".
Мы охренели. Это что рассказ, или инструкция для юных гомиков?
Как здорово убежать из дома с чужим мужиком!!!
Пришлось объяснять ребёнку, как этих мальчиков искали родители и вся милиция. Как плакали их мамы и бабушки...
И, что нельзя уходить куда либо с чужими людьми.
Такое впечатление, что в министерстве культуры и министерстве образования окопались враги России.
Уверена, что так оно и есть.
Вот где нужно искать ин-агентов.
Сейчас любой учебник на любой странице можно от крыть онлайн без труда.
Почему-то именно закоренелые совки так ненавидят компьютеры и интернет. Просто отстали от жизни.