Есть ли разница между электронным учебником и оцифрованным? Есть. И она огромна
Краткое содержание :
С началом нового учебного года у ряда детей (да и родителей, чего уж там), возникли проблемы с учебниками. Ряд школ и в нашем городе, и в целом по стране, по предметам, по которым в основном идут практические занятия, бумажные учебники не предоставляют. А так как ко мне стали обращаться с этим вопросом массово (вот честно – за неделю четыре человека!), то я решила, что вопрос будет интересен широкому кругу читателей.
Мотивируют школы такое решение следующим – бумажных учебников не хватает, денег на них нет, пользуйтесь электронными, которые выложены в Дневник. Ру. Вышестоящие организации, типа управления образования, говорят, что все законно, домашних заданий по этим предметам (чаще всего это музыка, технология, физкультура, изо. Но и родной русский нередко тоже в этом ряду) не задают.
И все хорошо. У них. Но не у детей и родителей. Потому что заниматься по этим учебникам невозможно. Особенно тем детям, у которых нет компьютера. А с телефона прочитать что-то из такого учебника нереально.
Итак. Во-первых, то, что по этим предметам не задают домашних заданий – наглая ложь. Задают. И по музыке, и по изо, и по технологии. И само собой, по родному русскому тоже. Проекты по технологии, которые не выполнить без учебника – например, выкройки платья и т.д., – в большинстве школ обязательно предусмотрены программой.
Во-вторых, – и это гораздо важнее – вам (нам) наглым образом пудрят мозги. Потому что школы выкладывают под видом электронных учебников никакого отношения к этим учебникам не имеющее. Чаще всего выложены оцифрованные (сканированные) бумажные учебники. И качество оцифровки нередко просто ужасное. Увеличить текст невозможно, он «плывет». Сканы страниц кривые и нечеткие. И заниматься по ним без вреда для здоровья точно невозможно. А электронных учебников у многих школ просто нет. По той же самой причине – стоят они не меньше бумажных.
Что такое электронный учебник?
А вот ГОСТ нам все и расскажет. ГОСТ Р 57724-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник электронный. Общи
Согласно п. 3.1.21 ГОСТа, под электронным учебником понимается электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Это главное, что отличает электронный учебник от оцифрованного. Но не ГОСТом единым… есть и ведомственный акт, обязательный для всех образовательных учреждений – Приказ Минпросвещения № 695, вступивший в силу 16 февраля 2020 г.
Согласно п. 9 данного Приказа, к электронному учебнику установлены дополнительны требования, в частности:
корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых для мобильных устройств;корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и иное);наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним;наличие возможности определения номера страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме; и ряд других.
Теперь понятно, что такое электронный учебник? И если ваша школа предоставила не такой – вы вправе отказаться от использования в образовательном процессе оцифрованного учебника. Это не электронный учебник. Это вообще не учебник.