12 правил, как написать хороший роман/повесть/рассказ
Итак, 12 моих личных правил – даже, можно сказать, принципов, как нужно писать хорошие художественные произведения. Я никого не учу и никому не навязываю свой стиль, это просто итог всего того, к чему я пришла за последнее время.
1. «Хорошо» и «плохо» – детсадовские понятия. Читатель должен сам решать, что считает плохим, а что хорошим. Ни в коем случае не морализаторствовать, даже описывая злодея и то, как он поплатился (если поплатился) за свои делишки. Показывать его зло исключительно через его поступки и через то, как страдают от него другие герои.
2. Не идеализировать, не умиляться даже самым нежно любимым героем. В меру можно допустить, чтобы чувствовалось отношение автора к герою, но только в меру. Читатель должен сам решать, как к кому относиться, а если автору хочется добиться хорошего отношения к такому-то персонажу, он должен делать это примерно так же, как и в случае со злодеями из пункта 1.
3. Как можно больше ярких деталей, позволяющих погрузиться в атмосферу. Например, если герои пришли в кафе, написать не просто «звучала красивая музыка», а выбрать какую-то конкретную песню, которая подходит для этого кафе и для эпизода в целом. Если герои едут на машине во время дождя, описать, как фары отражаются на мокрой мостовой. Если герой готовит еду, можно добавить, что он стал открывать кастрюлю голыми руками и обжёгся. Это лишь примеры таких вот мелочей, которые добавляют живости.
4. Все герои должны быть разными, обязательно с разными характерами и темпераментами, в идеале – с разной энергетикой. Нужно чувствовать своих героев, чувствовать, какие слова им подходят, какие жесты, какие действия. Нужно стараться добиться такого эффекта, чтобы вокруг каждого героя появилась своя аура и чтобы эта аура чувствовалась.
5. Никаких штампов! Никаких «небесно голубых глаз», «пепельной седины», «алых губ, похожих на лепестки розы». Если случайно затесался штамп, безжалостно убирать. Если не приходит ничего другого в голову, значит, глаза просто голубые, волосы просто седые, губы просто алые (видимо, или помада яркая, или губы накусанные, или обветрились на морозе – это тоже уточнить, а сами по себе губы алыми не бывают).
6. Правило обратного порядка. Начать так, будто читатель уже в курсе происходящего, и только к концу абзаца разъяснить, что, собственно происходит. К примеру, такой абзац довольно скучный: «Миша жил в Москве и учился в университете. Каждый день после учёбы он приезжал домой и, прежде чем сесть за уроки, долго играл в компьютерные игры. Только потом он неохотно открывал книгу и ещё какое-то время вспоминал, о чём пару часов назад рассказывали на лекциях». Меняем всё местами, добавляем конкретики, каких-то деталей (см. пункт 3) – и текст сразу оживает: «Миша шарил на полках в поисках любимого энергетика Red Bull. Не то чтобы любимого, просто он и в самом деле немного окрылял, как уверяли в старой рекламе. Ну что за магазин, думал Миша, почти все полки пустые. Брать вообще нечего. А ещё Москва! Купив щёлковский батон, недовольный студент поплёлся домой. Сейчас он поиграет в стрелялки – хоть какая-то радость, а потом уж сядет за уроки».
7. Любовные сцены должны быть трогательными и романтичными, но не скатываясь на уровень «ути-пути». Искоренять любую слащавость и, опять же, не умиляться. Да, и ещё важный момент: если в повествовании несколько любовных линий, они все должны отличаться по энергетике и ауре точно так же, как и отдельно взятые герои. Допустим, во всех любовных линиях есть такие ситуации, когда герои заботятся о своих любимых. Даже это должно быть по-разному. Это как приготовление разных коктейлей: у всех одна основа, но разные ингредиенты, а если и есть одинаковые, то отличаются по количеству. В один коктейль, к примеру, нужна щепотка корицы, в другой – столовая ложка (корицу не кладут столовыми ложками, конечно, – в общем, я не разбираюсь в коктейлях, это просто образ). Что касается эротических сцен, не нужно их бояться, но и не нужно писать их ради «клубнички». Их главная цель – острее показать чувства героев и их темпераменты. Делать это красиво – даже если смело и откровенно, всё равно без излишних физиологических подробностей. Этим эротика и отличается от порнографии. Самое главное – чувства и эмоции героев. В основном через них всё и показывать.
8. Писать лёгким, не перегруженным языком, чтобы было приятно читать и хотелось читать взахлёб. Избегать слишком длинных предложений.
9. Избегать, конечно, частых повторов одного и того же слова, но не заменять их бездумно, например, не заменять слово «взгляд» на неуместный в современной литературе «взор».
10. Не стремиться к чрезмерной прилизанности языка, от которой текст может стать скучным и серым.
11. Юморить, но только там, где это уместно.
12. Пропускать всё через своё сердце.