Развития российской газовой отрасли на внешнем и внутреннем рынках.
Концепция развития внутреннего рынка газа в России после нескольких попыток его реформирования, в частности с момента отказа доведения цен промышленности до экспортного паритета в 2013 г. фактически отсутствует. С одной стороны, остается неопределенность в отношении цен на газ, доступа независимых производителей к ЕСГ и трубопроводному экспорту, будущей экспортной стратегии. Сегодня активно прорабатывается концепция единого рынка газа ЕАЭС, подразумевающая не только унификацию нормативно-правовой базы, но также создание недискриминационного доступа к газотранспортной системе и определение единых подходов к ценообразованию, что формирует сроки для формирования новых рыночных подходов. Обе проблемы поднимают вопрос о проведении масштабного реформирования российской газовой отрасли.
Целью является проведение комплексной оценки российской газовой промышленности на внешнем и внутреннем рынках, анализ организации модели газовой отрасли в части ценообразования, тарифов и транспортировки газа. В последнее десятилетие российская газовая отрасль сталкивается с вызовами на внутреннем, на внешних рынках, что, в свою очередь, требует выработки новой стратегии, в частности актуализации Российской энергетической стратегии до 2035 г. реформирования фискальной системы и формирования стабильного механизма ценообразования.
Вопросы представляются особенно актуальными в связи создания общего рынка газа ЕАЭС, подразумевает наличие четкой и унифицированной концепции функционирования внутренних рынков его стран-членов. Занимаются российские, зарубежные исследователи, научные институты. Проблемы и перспективы российской целевой модели газа регулярно рассматриваются Аналитическим центром при правительстве Российской Федерации, Фондом национальной энергетической безопасности, Институтом энергетики и финансов, Институтом энергетических исследований РАН.
Россия на внешних рынках
Сегодня усиление позиции России на зарубежных рынках сбыта осложняется возникшим системным избытком предложения газа над потенциальным спросом, что во многом было вызнано коммерциализацией добычи газа плотных пород в США. В результате сегодня Соединенные Штаты полностью обеспечивают внутренние потребности собственным газом, традиционные экспортеры СПГ вынуждены перенаправлять потоки в европейском и азиатском направлениях. Растущая торговля сжиженным природным газом позволила снизить региональную изолированность и обеспечила экономически обоснованную систему поставок на большие расстояния.
Тенденции привели к росту конкуренции на традиционном для «Газпрома» европейском рынке, приходится порядка 29% российской добычи. С 2010 г. долгосрочный тренд по росту потребления газа в регионе изменился, последние 5 лет происходит устойчивое снижение — на 16% за рассматриваемый период. Газ долгое время проигрывал межтопливную конкуренцию в электроэнергетике более дешевому углю и субсидируемым возобновляемым источникам энергии, продвигаемым во многих программных документах.
С другой стороны, падение цен на нефть в середине 2014 г. существенно стимулировало общее потребление, а также повысило конкурентоспособность газа по контрактам с нефтяной индексацией в течение 2015—16 гг. По мере собственная добыча газа в Европе снижается в среднем на 1,5% в год, импорт за 10 месяцев 2016 г. вырос на 8,2% относительно аналогичного периода 2015 г. и на 11,5% от 2014 г., почти половину прироста обеспечила Германия. Несмотря на рост мощностей приемных СПГ терминалов, импорт СПГ за исследуемый период не изменился.
В сентябре 2016 г. цена российского газа на границе Германии достигла локального минимума — 140 долл./тыс. куб. м, после чего впервые за последние 5 лет опустилась ниже спотового уровня цен в Европе [5]. Несмотря на то, что и контрактные, и спотовые цены обладают высокой корреляцией к цене нефти (почти 90%), временной лаг нефтяной привязки у контрактных цен несколько выше, в среднем он составляет 6 месяцев. Это явилось основной причиной появления ценового дифференциала в пользу российского газа.
Вместе с этим рост поставок «Газпрома» в 2016 г. был во многом связан с покрытием дополнительного европейского спроса в зимний период. Так, отбор российского газа за первые 2 месяца 2016 г. был на 43% выше сопоставимого периода 2015 г. Примечательно, что за 10 месяцев 2016 г. поставки российского газа падали в направлениях стран Балтии, Финляндии и Турции (по маршруту «Голубой поток») к предыдущему году, где была относительно теплая зима, в то время как основные приросты пришлись на маршрут «Северного потока», приходящего непосредственно на рынок Германии.
За счет ценового преимущества российского газа 2016 г., вероятно, станет рекордным для «Газпрома» в контексте объемов экспорта в Европу. Только за 10 месяцев 2016 г. компания экспортировала 139 млрд куб. м в этом направлении, обеспечив 34% европейского импорта. При продолжении такой тенденций общий объем экспорта в дальнее зарубежье (с учетом трейдинга) может вырасти с 184 млрд куб. м в 2015 г. до 202 млрд куб. м к концу текущего года (рис. 1).
млрд м 250
200-
150-
100-
50-
млрд долл. 60
50
40
30
20
10
0
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016*
Объем поставок (ПШ)
Выручка (ЛШ)
Цена реализации газа
Рис. 1. Цена, объемы и выручка по поставкам в дальнее зарубежье группы «Газпром» Источник: ПАО «Газпром», http://www.gazprom. ш/f/posts/26/228235/gazpromнn-figures-2011-2015-ru.xls, собственные расчеты
Тем не менее рост экспортных поставок не перекроет почти двукратное падение цен на газ в 2016 г. — с 245 до 145 долл./тыс. куб. м., что второй год подряд будет негативно сказываться на долларовой выручке компании. В 2015 г. девальвация рубля компенсировала 37% рублевой выручки, то рост курса до 67 руб./долл. В 2016 г. всего замедлит падение рублевой выручки. По нашим оценкам, в 2016 г. снизится на 23% относительно 2015 г. Вследствие ожидаемого роста цен на нефть в среднесрочной перспективе потребность Европы в российском газе вероятно будет вновь снижаться, что будет негативно сказываться на внешних поставках «Газпрома» в отсутствие прочих стимулов. Тенденции будут оказывать непосредственное влияние и на работу российского внутреннего рынка газа.
Вызовы российской газовой стратегии на внутреннем рынке
Спрос на внутреннем рынке, в 2015 г. обеспечивший около 70% российской добычи, стагнирует последние 10 лет, что связано с ростом энергоэффективности газовой генерации и последствиями кризисных явлений в экономике. Сужающаяся ниша на внутреннем, на внешнем рынках ограничивает производственные мощности «Газпрома», оцениваются самой компанией в 600 млрд куб. м, что на 38% выше текущей добычи. Коэффициент восполнения запасов к добыче достаточно высокий — 1,27% на начало 2016 г., что говорит о перспективах дальнейшего наращивания ресурсной базы. В соответствии с Генеральной схемой развития газовой отрасли на период до 2030 г., мощности по добыче в 2013 г. оценивались на уровне в 780 млрд куб. м, а к 2030 году — до 1000 млрд куб. м, в то время как фактическая добыча с 2006 г. стагнирует на уровне 640—670 млрд куб. м. В результате прогнозный баланс газа будет определяться потенциальным уровнем спроса, а не добычи.
Исторически за «Газпромом» закреплена монополия на экспорт, официально госкомпания получила право после принятия Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 117 «Об экспорте газа». Компания является владельцем единой газотранспортной системы и подземных хранилищ газа, доставшихся ей по наследству от Мингазпрома.
Проблемы действующей модели газового рынка начали усугубляться с появлением независимых производителей газа (НПГ). Крупнейшая независимая компания «Новатэк», нефтяные ВИНК и «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром-нефть», «Сургутнефтегаз», более 150 мелких независимых организаций постепенно вытесняют газового гиганта с внутреннего рынка. Доля в поставках на внутреннем рынке выросла с 10% в 2000 г. до 42% в 2015 г. Компании полностью взяли на себя обязательства по обслуживанию некоторых регионов, к примеру, с 2012 г. «Новатэк» полностью снабжает Челябинский регион собственными ресурсами. Прорыву НПГ способствовали преференциальные фискальные режимы. Уплачивают НДПИ по более низкой относительно «Газпрома» ставке позволяет конкурировать за премиальные регионы, получая более высокую маржу. В отличие от «Газпрома», в отношении НПГ не устанавливается нижняя граница цены, размер тарифа за услуги по транспортировке газа, что дает маневр для некоторого демпинга.
В перспективе при сохранении текущих условий снижение доли «Газпрома» на внутреннем рынке будет продолжаться, пока трубопроводный экспорт не будет открыт для независимых производителей. До сих пор была проведена частичная либерализация экспорта с принятием соответствующего закона в декабре 2013 г. производители могут реализовывать СПГ мощности с собственных заводов. По самым оптимистичным предпосылкам, доля СПГ в общем объеме экспорта составит 12% к 2020 г. и 18% к 2025 г.
Либерализация рынка газа подразумевает не только равноправие поставок и организации всех участников рынка, внедрение рыночных формул цен на газ. Исторически цены на газ в России регулировались в условиях отсутствия внятной модели, что несет за собой высокий уровень неопределенности для компаний и потребителей.
Первый этап регулирования оптовых цен на газ в России осуществлялся с 1991 по 2007 гг., тогда официально применялась формула «кост плюс». На деле правительство искусственно занижало цены для обеспечения конкурентоспособности национальной промышленности и поддержания социальной стабильности, сдерживало инвестиционную активность добывающей отрасли, создавая сложности самостоятельного финансирования новых проектов.
Таким образом, фактически цены устанавливались в ручном режиме, отражая политическую волю правительства. Формально либерализации оптовых цен была обозначена в 2000 г., когда в программном документе впервые был сформулирован приоритет дальнейшего отказа от регулирования границ цен в пользу установки единого для всех участников рынка транспортного тарифа без детализации сроков. Второй этап регулирования, подразумевающий имплементацию механизма, начался спустя 7 лет и завершился в 2013 г. В 2007 г. была официально обозначена перехода с начала 2011 г. на применение равно-доходных цен с экспортом. За период оптовые цены на газ для промышленности, корректируемые вручную, выросли более чем в 2 раза до 2885 руб./тыс. куб. м в 2011 г. с ростом цен на нефть значение фактического нетбэка возросло относительно изначально прогнозируемого уровня и к 2011 г. превышало его на 60%.
Таким образом, их уровень все отставал от показателей внутренних рынков США и Европы. В 2013 г. стало ясно, что для достижения экспортного паритета необходим дальнейший существенный рост цен, что будет продолжать сдерживать потребление газа промышленностью из-за ускорившегося процесса модернизации и усиления межтопливной конкуренции с углем и мазутом.
В рамках третьего этапа идея достижения равнодоходной цены была заморожена на неопределенный срок. Взамен была введена практика ежеквартального пересмотра цен в соответствии с параметрами планируемого годового роста, установленных правительством, от механизма впоследствии отказались. С 2013 по 2015 гг. индексация оптовых цен составляла порядка 5,75% в год, находясь в пределах инфляции.
На сегодняшний день определения общих подходов к ценообразованию в рамках создания единого рынка газа ЕАЭС, должен заработать с 2025 г., Федеральная антимонопольная служба начала процесс подготовки мероприятий по дерегулированию цен на газ. До 2019 г. предполагается осуществить выравнивание тарифов на транспортировку газа для «Газпрома» и НПГ и создания «ценового коридора» монополисту для обеспечения свободной конкуренции в регионах. Разрабатывается новая методика более корректного разнесения затрат при учете транспортного тарифа на расходы внутреннего рынка и экспорта, что позволит повысить прозрачность процедуры.
С 11 июля 2016 г. ведомство готовит к запуску в первом полугодии 2017 г. пилотный для трех регионов — Тюменской области, ЯНАО и ХМАО, где будет отменена нижняя граница цены для «Газпрома». Фактически такое мероприятие может вернуть монополисту лидирующее положение на рынке, не обеспечить равный доступ независимых производителей к ГТС и экспорту. Зона пилотного проекта представляет собой один из ключевых нефтегазодобывающих регионов, обеспечивается наиболее высокая маржа производителей за счет низкой удаленности от добычных объектов. Регионы обеспечивают 25% продаж НОВАТЭКа и 15% реализации газа «Роснефти» при предоставлении подобной «субсидии» «Газпрому» НПГ будут вынуждены увеличивать уровень дисконта к цене для поддержания конкуренции, что больше снизит цены в пилотной зоне.
Заключение
Таким образом, реализуемые на сегодняшний день мероприятия не обеспечивают равные условия для всех производителей газа, создаются предпосылки для снижения цен на газ в результате ужесточения конкуренции на закрытом для независимых производителей рынке. В условиях кризиса меры могут стимулировать внутреннее потребление газа промышленностью, с одной стороны, и создать переизбыток газа на внутреннем рынке по аналогии с США — с другой.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Уважаемая Алена Сергеевна, а посвежее информации, кроме скопированной статьи 2016 года рождения, не нашлось?
Спасибо за информацию
Спасибо Вам за информацию..
Интересно)
любопытное исследование...