Мария
МарияПодписчиков: 54
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3298

Размышления на тему «Героическое время и Герои на все времена"

81 просмотр
42 дочитывания
3 комментария
Эта публикация уже заработала 2,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Размышления на тему «ГЕРОИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И ГЕРОИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

Мы живем в удивительное историческое время, и это незримо и зримо присутствует в нашем сознании.

Какое оно – наше время? Это время кризисов и катастроф, время неопределенности и хаоса, время социальных потрясений,

Какое оно – наше время? Это время кризисов и катастроф, время неопределенности и хаоса, время социальных потрясений или это время выбора, время для проявления нашего истинного лица?

Именно в такие времена происходит совпадение в борьбе максимумов:

Это максимумы мистических учений и научных открытий;

Максимумы стремительной деградации умов и не менее стремительных прорывов интеллекта и творчества;

Максимумы самоликвидации человечности и ее возрождения;

Максимумы доминирования материальных и духовных ценностей;

Максимумы хитрости и честности; наглости и скромности;

Максимумы дикости, варварства, невоспитанности и высочайшей культуры во всех ее проявлениях;

Максимумы зла и добра; безумия и «разумия», смысла…

В это поистине Героическое время на фоне совпадения и борьбы этих максимумов сбрасываются маски и наиболее выпукло и четко, более заметно и впечатляюще по результатам, проявляется истинное лицо человека. Какое оно это Лицо?

Русский философ Лев Платонович Карсавин (1882 - 1952) обращаясь к Лицу, Лику и Личине человека еще в 1929 году, подчеркивал смысл в звучании этих слов. Давайте послушаем, о чем он говорил.

«Лик – это подлинник, символически выражаемый изображениями, характеристиками, достойное и совершенное. Но есть несовершенное и неподлинное, это Личина (лат. persona), как извне налегающее «Обличье», как закрывающая лицо неподвижная и мертвая, безобразная «харя» или «маска». Через Личину познается человек, притом не только в его способности носить личину, но и в моментах, которые эту личину составляют, и в отношении человека к другим, кого она эта Личина хочет обмануть».

«Большое несчастие для западного мира, что ему приходится строить учение о личности, исходя из понятия «хари» (persona). He случайно, в русском языке со словом «персона» сочетался смысл чисто–внешнего положения человека, частью же – смысл внутренне необоснованной и надутой важности, т. е. обмана».

Поэтому «в личности нужно различать подлинное и неподлинное, истинное и ложно–лживое, т. е. Лик и Личину»!

Так что же пробуждается в нас в Героические времена, какое оно наше Лицо: это Лик или Личина? Личина деградирующего, стремящегося к комфорту и удобству, к деньгам, наглого, дикого, безумного существа или Лик разумного, духовного, честного, скромного, культурного человека, которого и можно назвать Героем нашего времени?

Кто они Герои нашего времени и являются ли они Героями на все времена?

Великие русские писатели и философы нашего героического Прошлого (Михаил Лермонтов Лев Толстой, Владимир Соловьев, Иван Ильин, Николай Бердяев и многие другие) не уставали говорить о героизме как о «всемирной отзывчивости русской души»; о подвижничестве; энтузиазме; человечности, о сильной воле, о верности и любви к своей Родине, о чувстве любви красоты и дружбы, подчеркивая при этом, что Героизм может быть зримый и незримый. Герой может иметь яркое, уникальное, потрясающее Лицо, одновременно с этим Лицо Героя может проявиться в повседневности, обыденности, оставаться незамеченным, а путь героя может стать путем каждого.

Подхватывает эти мысли из нашего далекого Прошлого писатель, участник Великой отечественной войны из совсем недалекого Прошлого и Настоящего Василь Быков (1924 - 2003) в своей «Безмолвной просьбе к живым».

«Во сколько бы лиц погибших вы ни вглядывались, редко в котором из них, так или иначе, не прочтется немой, как укор, вопрос к нам, живущим: а вы как? какие вы нынче? Те, что уцелели и так долго живете после нашей, кровавой войны? Великое множество оттенков и смысла заключено в этом невысказанном вопросе, и для меня лично он — самый трудный и самый обязывающий. При всей его неопределенности он самый взыскующий и категоричный. А что он подразумевает, этот вопрос, я не только чувствую, но знаю наверняка: сам на их месте обратился бы к живым именно с этим вопросом. Он самый существенный из всего, что может связать во времени мертвых с живыми».

Ответ на него в процессе долгих размышлений пытается дать сам автор: «Отстоять от разрушительного воздействия времени духовное «Я» человека, сберечь идеалы, до конца дней остаться верными духу товарищества, дружбы, сохранить готовность в любой момент ринуться в бой за правое дело — разве не этот безмолвный призыв сквозит во взглядах наших оставшихся вечно молодыми товарищей?» И еще – «не забудьте!» «Не забудьте наши имена и Лица».

Ответы на эти вопросы: «а вы как? какие вы нынче? Те, что уцелели?» оформились нашими традициями и нашей многовековой историей и культурой.

Что это за ответы, и в чем их смысл?

Мы храним самобытность, силу, гибкость по велению великого русского философа Ивана Ильина. Его голос звучит как будто бы не из Прошлого, а из самого что ни на есть Настоящего:

«В этом исторически замедленном, но великом подъеме русский народ обнаружил такую силу и гибкость инстинкта самосохранения, такой государственный смысл и такт, такую способность личного самопожертвования, такое всеперемалывающее и всепобеждающее терпение, такую цепкость, верность себе и самобытность, что сомневаться в его грядущем возрождении могут только совершенно неосведомленные и непомерно жадные иностранцы».

Мы не отрекаемся от Родины, Родина священна. Мы слушаем и слышим «Поющее сердце» Ивана Ильина: «…если я считаю моей родиной — Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу. Его дух — мой дух; его судьба — моя судьба; его страдания — мое горе; его расцвет — моя радость». «Родина священна; ею надо жить; за нее стоит бороться и умереть. Отрицание ее — есть соблазн. Отречение от нее гибель».

Мы поддерживаем Русскую идею великого русского философа Владимира Соловьева: «Россия еще не отказалась от смысла своего существования, она не отреклась от веры и любви первой своей юности. В ее воле еще отказаться от политики эгоизма и национального отупения, которая неизбежно приведет к крушению нашу историческую миссию. Фальсифицированный продукт, называемый общественным мнением, фабрикуемый и продаваемый по дешевой цене оппортунистической прессой, еще не задушил у нас национальной совести, которая сумеет найти более достоверное выражение для истинной русской идеи. За этим не надо далеко ходить: она здесь, близко – эта истинная русская идея, засвидетельствованная религиозным характером народа, прообразованная и указанная важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории».

Ответить на эти вопросы: «а вы как? какие вы нынче? Те, что уцелели?» предстоит и нам, и эти ответы формулируются уже сегодня каждым из нас. Это разные ответы, но среди них есть такие, за которые нам не стыдно:

Мы не отрекаемся от культуры своей страны, от которой сегодня на наших глазах отказывается, так называемый, «цивилизованный мир». Разрушаются памятники русских защитников ценностей, поэтов, запрещается русская классическая музыка, литература, искусство и даже русский язык «меткий, могучий и поистине волшебный» (К.Паустовский); «вековой труд целых поколений» (В.И.Даль); «никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей духовной жизни народа» (К.Д.Ушинский).

Мы не отрекаемся от культуры своей страны. Сердце, воображение и разум - вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой (К.Паустовский) и мы это храним.

Мы Делаем свою работу честно и как можно более хорошо настолько насколько это возможно и каждый на своем месте:

Врачи спасают жизни, пожарные тушат пожары, учителя обучают детей, крестьяне выращивают хлеб, военные защищают культуру и ценности Родины, ученые делают открытия; психологи спасают души.

А еще Мы Помним своих Героев, которые на все времена: их Лица, Лики и их Имена идут рядом с нами в огромном Бессмертном полку.

А как мы ответим на вопросы наших предков: «…вы как? какие вы нынче?». Что пробуждается в нас в Героические времена на фоне совпадения и борьбы разных максимумов (деградация или развитие; самоликвидация или возрождение; материальное или духовное; хитрость/наглость или честность и скромность; дикость/варварство или культура; безумие или "разумие"),

какой путь мы выбираем (Путь Героя на все времена или….) и, наконец, какое Лицо мы демонстрируем этому миру: Лик или Личину? Выбор за нами…

3 комментария
Понравилась публикация?
11 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 3
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Фёдоров Павел Александрович
Подписчиков 187
11.10.2023, 22:03
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг26.4к
Подробнее
Неинтересно
02:05
Поделитесь этим видео
-1
0