Отсрочка от мобилизации по основанию ухода за членом семьи. Как и где получить заключение о нуждаемости в таком уходе ?
Гражданам, которые по сложившимся обстоятельствам ухаживают за родственниками, нуждающимися в постоянном уходе и помощи по состоянию здоровья, может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации в силу закона.
Однако не все претендующие на отсрочку знают, что нуждаемость родственника в уходе должна быть подтверждена документально.
Как получить заключение о нуждаемости нетрудоспособного члена семьи в уходе для цели отсрочки от призыва по мобилизации? В каком порядке такое заключение выдаётся?
Рассмотрим данную тему в публикации посредством ответа на нижеприведённые вопросы пользователей.
вопрос
Отец является инвалидом 1 группы, а я являюсь единственным лицом, осуществляющим постоянный уход за ним. В военкомате требуют справку о подтверждении необходимости ухода за отцом. Где мне взять такую справку?
вопрос
Разъясните, пожалуйста, где я могу взять справку о том, что я ухаживаю за инвалидом 1 группы?
ответ
Как представляется, в первом случае действия военкома по требованию названной справки о подтверждении необходимости ухода за отцом, инвалидом 1 группы, не являются законными, поскольку состояние здоровья инвалида 1 группы не требует документального обоснования нуждаемости в уходе за ним согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 18 ФЗ № 31-ФЗ, и может быть подтверждено непосредственно самой справкой об инвалидности.
То есть, обосновывая уход за инвалидом 1 группы, не нужно доказывать нуждаемость инвалида в уходе за ним посредством обращения на МСЭ с целью определения такой нуждаемости по состоянию здоровья в соответствии с заключением МСЭ; наличие у нетрудоспособного гражданина инвалидности 1 группы уже является доказательством его нуждаемости в постоянном за ним уходе.
Во втором случае - истребование справки о том, что подлежащий мобилизации гражданин осуществляет уход за инвалидом 1 группы (нетрудоспособным гражданином) также не является правомерным, поскольку законодатель не обязывает подлежащего мобилизации гражданина доказывать постоянный уход за инвалидом (нетрудоспособным гражданином) исключительно посредством такой справки.
Как в первом, так и во втором случае,
подлежащему мобилизации гражданину для цели отсрочки от мобилизации, следует подтвердить непосредственно родство с инвалидом 1 группы, а также отсутствие у инвалида 1 группы лиц, обязанных ухаживать за ним в соответствии с законом, то есть, представить военкомату информацию о лицах, проживающих совместно с инвалидом 1 группы, и о родственных связях такого инвалида на основании декларирования этих сведений для проверки их военкоматом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
вопрос
Каким образом для военкомата доказать необходимость постоянного постороннего ухода за матерью? У матери 2-я группа инвалидности после перенесённого инсульта. Сама мать не в состоянии себя обслуживать. Никаких справок о необходимости такого ухода врачи не дают. Живу с матерью, потому что одну оставлять опасно, да и сама мать не сможет о себе позаботиться. Военком требует справку. Где взять справку о необходимости ухода за матерью?
ответ
В данном случае для целей решения вопроса об отсрочке пребывающего в запасе подлежащего призыву гражданина по основанию необходимости в осуществлении постороннего постоянного ухода по состоянию здоровья за нетрудоспособным членом семьи военкомат вправе предъявить требование о представлении сведений в виде документов, обосновывающих право требования такой отсрочки.
Таким документом является заключение МСЭ об определении нуждаемости нетрудоспособного гражданина по состоянию здоровья в постоянном уходе со стороны пребывающего в запасе подлежащего призыву гражданина.
вопрос
Поликлиника на запрос отвечает, что они не направляют на МСЭ за заключениями. Достаточно ли справки медицинской организации о необходимости ухода за нетрудоспособным человеком, или всё же нужно добиваться заключения МСЭ? Кто должен дать направление на МСЭ?
ответ
По существу вопроса – нетрудоспособный гражданин обязан быть направлен медицинской организацией на МСЭ для цели определения нуждаемости в осуществлении постороннего постоянного ухода по состоянию здоровья.
В силу требования 5 Приказа Минтруда РФ № 979 н бюро МСЭ определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу.
Справка медицинской организации о необходимости ухода за нетрудоспособным гражданином не может быть признана документом, обосновывающим право требования отсрочки; в данном случае необходимо требовать выдачи заключения МСЭ.
Вопросы схожего характера в социальной сети не являются единичными, вследствие чего, на мой взгляд, требуют разъяснений с позиций действующего законодательства РФ.
правовое обоснование темы
(Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом"; Приказ Минтруда РФ от 30.12.2020 № 979 н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы" )
Исходя из требования подпункта 3 пункта 1 статьи 18 ФЗ № 31-ФЗ, для целей отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации по основанию осуществления постоянного ухода за нетрудоспособным членом семьи требуется соблюдение следующих условий:
наличие у нетрудоспособного гражданина заключения о нуждаемости в постоянном за ним уходе непосредственно со стороны гражданина, пребывающего в запасе и подлежащего призыву;
наличие у нетрудоспособного гражданина, требующего ухода по состоянию здоровья, 1 группы инвалидности;
отсутствие у нетрудоспособного гражданина, нуждающегося в уходе, иных лиц, обязанных по закону содержать нетрудоспособных родственников;
предоставление нетрудоспособному гражданину постоянного ухода со стороны ухаживающего лица.
ВАЖНО! В перечень лиц, постоянный уход за которыми даёт право требования отсрочки, включены: отец, мать, жена, муж, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка или усыновитель. Данный перечень является закрытым.
Как усматривается из вышеуказанной правовой нормы,
нуждаемость в постороннем постоянном уходе может быть подтверждена исключительно заключением учреждения МСЭ, то есть, речь не идёт о справке, выдаваемой медицинской организацией.
Каким образом такое заключение возможно получить?
Выскажу по этому вопросу собственное мнение, сформированное в процессе анализа требований законодательных норм.
Из требований пунктов 21-23 Постановления Правительства РФ № 588 однозначно следует, что для проведения медико-социальной экспертизы с целью определения нуждаемости нетрудоспособного лица по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе со стороны гражданина, призываемого на военную службу по мобилизации, требуется направление на медико-социальную экспертизу, которое может быть выдано медицинской организацией.
Направление на МСЭ может быть выдано врачебной комиссией (ВК) медицинской организации.
В случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на МСЭ ему выдаётся заключение ВК, которое гражданин вправе обжаловать в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор региона) (пункт 20 Постановления № 588).
Согласно пункту 38 Приказа Минтруда РФ при оказании услуги по проведению МСЭ в целях определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, гражданин, призываемый на военную службу, представляет в бюро имеющуюся у него информацию о родственных связях с лицом, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), и подтверждает её своей подписью с проставлением даты подачи указанной информации.
Бюро не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации направления на МСЭ лица, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), и информации о родственных связях с указанным лицом, представленной гражданином, призываемым на военную службу, запрашивает:
а) в органе, ответственном за предоставление сведений из Федеральной государственной информационной системы "Единый государственный реестр записи актов гражданского состояния", сведения, подтверждающие родственные связи гражданина, призываемого на военную службу, с лицом, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
б) в органе социальной защиты населения справку, подтверждающую, что лицо, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), не находится в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания (далее - справка о ненахождении лица в организации социального обслуживания).
Справка о ненахождении лица в организации социального обслуживания не требуется, если нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) определяется отцу, матери, жене, мужу, родному брату, родной сестре, дедушке, бабушке или усыновителю гражданина, призываемого на военную службу по мобилизации.
Гражданин, призываемый на военную службу, может по своей инициативе представить в бюро подлинники либо копии свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, подтверждающих его родственную связь с лицом, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Копии представляемых документов должны быть заверены в соответствии с законодательством РФ.
По смыслу пункта 46 Приказа Минтруда РФ основания для приостановления и отказа в оказании услуги по проведению МСЭ отсутствуют.
В соответствии с пунктом 65 Приказа Минтруда РФ основанием для начала проведения медико-социальной экспертизы является получение специалистами бюро, уполномоченными на проведение МСЭ, направления на МСЭ.
В силу пункта 69 Приказа Минтруда РФ МСЭ услуга предоставляется по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу.
Согласно пункту 95 Приказа Минтруда РФ заключение о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) может быть оформлено на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.
Определение в установленном порядке потребности в уходе (нуждаемости) осуществляется при оказании гражданину услуги по проведению МСЭ исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных
ВАЖНО! МСЭ может быть проведена как для цели установления группы инвалидности, так и для определения нуждаемости нетрудоспособного лица по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе со стороны гражданина, призываемого на военную службу по мобилизации.
ВАЖНО! Нормы права не содержат указания на то, что обращение заявителя с целью определения нуждаемости в уходе по состоянию здоровья со стороны гражданина, призываемого на военную службу по мобилизации, не может быть осуществлено вне заявленной цели об установлении группы инвалидности.
ВАЖНО! Анализируемые нами нормы права не содержат указания на то, что за предоставлением услуги по определению нуждаемости в уходе по состоянию здоровья со стороны гражданина, призываемого на военную службу по мобилизации, может обратиться исключительно лицо, которому в законном порядке установлена группа инвалидности.
Фото: Яндекс. Картинки
уход подтверждается предоставлением документов в военкомат. Заявление на отсрочку по уходу рассматривается один раз и принимается решение. Необходимо представить:
свидетельство о рождении гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
информация о лицах, проживающих совместно с заявителем и о родственных связях заявителя на основании декларирования заявителем этих сведений и проверки их в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
для занятого постоянным уходом за дедушкой или бабушкой - свидетельства о рождении родителей гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
для занятого постоянным уходом за усыновителем - соответствующее решение федерального суда;
заключение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, о нуждаемости указанных родственников в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
копия паспорта родственника (усыновителя), который нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) принимает меры по истребованию иных документов, подтверждающих отсутствие других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, независимо от места их проживания[/u]
Военкомат сам должен запрашивать иные документы. Постановление Правительства РФ
от 11 ноября 2006 г. № 663
Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации. 17б)
Спасибо Вам за дополнение по теме , Елена Сергеевна
Елена Сергеевна! Является ли основанием для военкомата отказ близкого родственника (пожилого мужа/жены) от ухода за инвалидом мобилизовать сына, осуществляющего уход за инвалидом?
если они пожилые и нетрудоспособные ( пенсионеры со своими болячками), то их сын остается возможным кандидатом на осуществление ухода. Речь о постоянном уходе для отсрочки, будут смотреть на выписку из домовой книги, рассматривать родственников, котопые все таки живут с инвалидом, а не просто родственники в целом имеющиеся. Про отказ - в какой форме это писать и кому? это похоже на подлог будет. Лучше выписаться родственнику , который должен бы содержать инвалида вместо сына.
Отказ от ухода документально оформляется, если были в ПФР оформлены выплаты компенсационные трудоспособному неработающему по уходу. Он может отказаться от выплат и ухода и выйти на раб.
Отец с матерью переехали к сыну в другой регион именно по причине того, что один супруг инвалид 2 гр.3 степ.ограничения трудоспособности с 2007 года, а второй - пенсионер. По 64 и 66 лет соответственно. Уход за инвалидом осуществлял второй супруг, но его собственные болезни, возраст уже не позволяют делать это качественно. Больше родственников кроме сына нет. Обязан второй супруг-пенсионер ухаживать за инвалидом или это обязанность сына в данной ситуации? Кто будет разбираться в проблемах семьи?
это решает военкомат, он разбирается в бумагах и каждом случае. В вашем варианте тут нет причин для отказа, я считаю. Сын может получить отсрочку.
Думаю, решение военкомов это как "справедливые" заключения МСЭК)) Когда у реально больных людей снимают группы или не дают соответственно критериям. В описанном мной выше случае в одной из веток так и было. 2 гр.3 степень ограничения трудоспособности выствлялась человеку в "трудоспособном возрасте" и по выплате пенсии приравнена к 1 группе и между 2007 и 2010 годом таким инвалидам оставили "бессрочно" без переосвидетельствавания на 1 гр. И вот в нынешней ситуации уже нетрудоспособности "по старости" - 64 года, когда пенсионер получает пенсию как инвалид 2 гр.3 степени "нетрудоспособности", а фактически - по категории инвалидность 1 группы в пенсионном деле с 2005 года и в справкн МСЭК не 1 группа и отсутствует запись "нуждается в постороннем уходе", вот в этой ситуации военком будет решать по каким основаниям? Пожилая семья с одним инвалидом и пенсионером по старости без инвалидности воссоединилась по причине нуждаемости в помощи и уходе. Каким Законом и документами должен руководствоваться военком в конкретном случае! Инвалид с уходом не может прийти в военкомат по сострянию здоровья на обозрение. В справке МСЭК от 2007 г. оставили 2гр.3 степ.бессрочно в годы, когда поменялись Критерии освидетельствования кандидатов на 1 гр. И сейчас этот пробел в Законе о Критерях МСЭК может принести вред инвалиду.
Спасибо за актуальную тему!
А Вам за поддержку актуальной темы
Спасибо за публикацию. Сложная тема. Буду благодарен, если Вы выскажете свою точку зрения по такому вопросу. Лица в возрасте старше 80 лет признаются нуждающимися в постороннем постоянном уходе вне зависимости от того, являются ли инвалидами 1-ой группы. Основание - Указ Президента РФ от 26.12.2006 (в ред. от 31.12.2014) "О компенсации выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", в котором предусмотрены выплаты по уходу за престарелыми лицами, достигшими возраста 80 лет независимо от наличия инвалидности. Зачем же тогда подтверждать в бюро МСЭ необходимость такого ухода?
Здравствуйте, Алексей. Извините, только сегодня просмотрела комментарии к публикации, вследствие чего не дала ответ на Ваш вопрос своевременно.
СМ.
Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022)
Статья 18. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации
1. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
Буквальное толкование данной нормы предполагает наличие такого заключения.
В любом случае , уход за гражданином старше 80- лет даёт лицу, подлежащему призыву на военную службу по мобилизации, право требования отсрочки . В любом случае следует вести диалог с военкомом.
По этоиу случаю будет много спорных моментов. Норма только появилась и непонятно, как она будет работать. Допустим регистрация на жилплощади - кроме мобилизованного зарегистрирован ещё родственник и как ему доказать, что только он может ухаживать за гражданином.
Спасибо Вам за мнение. НО ! Ответ однозначен в указанной Вами части , поскольку МСЭ при определении нуждаемости в уходе определяет именно нуждаемость в уходе в отношении нетрудоспособного со стороны подлежащего мобилизации гражданина
СМ.
Согласно пункту 38 Приказа Минтруда РФ при оказании услуги по проведению МСЭ в целях определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, гражданин, призываемый на военную службу, представляет в бюро имеющуюся у него информацию о родственных связях с лицом, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), и подтверждает её своей подписью с проставлением даты подачи указанной информации.
Спасибо заданную публикацию.Но можно вопрос?Мой муж ухаживает за моей матерью инвалидом 1 группы,т.е. за своей тещей.Имеет ли он право на отсрочку от мобилизации?
ВАЖНО! В перечень лиц, постоянный уход за которыми даёт право требования отсрочки, включены: отец, мать, жена, муж, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка или усыновитель.
Обязанность ухода за матерью может быть возложена на Вас.
Спасибо за поддержку публикации