Системный подход к управлению персоналом в образовательной организации
В современном обществе одним из важнейших ресурсов организации является, конечно же, персонал. Стоит отметить, что управление персоналом занимает ключевое место в системе управления каждой компании, а также является важным критерием ее успеха. Кроме того, рассматривается как особый вид деятельности, система научно-практических мероприятий, принципов и методов руководства людьми в копании.
Более того, от грамотного управления персоналом зависит, непосредственно, выживание организации и различные характеристики общества в целом, что является одной из ключевых проблем в управлении персоналом в образовательной организации. Важность и значимость управления персоналом для выживания и существования любой компании заключается в первую очередь в том, что необходимо грамотно осуществлять данный процесс, поскольку от этого зависит успешность работы данной компании.
Специалисты считают, что в современном мире работники могут использовать лишь 25% своего потенциала, при этом, не боясь увольнения. Однако, стоит отметить, что при осуществлении управляющим персоналом необходимых мер, этот показатель способен вырасти до 70-80%. Грамотное управление способствует получению новых выгод от интеллекта и образования работников предприятия. В наши дни лидерство у тех организаций, которые способны осваивать необходимые технологии для формирования персонала, его контроля, оценки, развития и увольнения.
Необходимо подчеркнуть, что, если в 70-е годы в приоритете были одни технологии (например, было важно улучшить информационное обеспечение, повысить надежность и скорость работы оборудования, увеличить объем производства на основе экономии материальных ресурсов и т.д.), то уже в 90-е годы управление персоналом ориентировалось на сложившуюся жесткость технологий на различных предприятиях, а также на положения о налогообложении фондов оплаты труда. Сейчас же основные факторы конкурентоспособности – это повышение степени вовлечения персонала в процессы разработки и принятия решений, повышение квалификации работников, совершенствование систем оценки и вознаграждения персонала. Таким образом, акцент сместился на творческое участие персонала в производстве и поиске резервов его развития.
Помимо этого, в условиях возрастания роли знаний в бизнесе (который сейчас все больше опирается на идеи и бренды) технологии управления кадрами направлены на защиту интеллектуального капитала предприятия. То есть, современные технологии управления персоналом должны быть ориентированы именно на долгосрочное организационное развитие, что, в свою очередь, ведет к максимально возможному наращиванию конкурентных преимуществ человеческих ресурсов.
Системный подход к управлению персоналом основывается на исследовании кадрового потенциала предприятия, который представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов во всем их многообразии. Сюда можно отнести следующие составляющие:
• совокупность управленческих функций и методов в отношении работы с персоналом;
• кадровая структура организации;
• структура управления организации в целом (работа с персоналом является отдельным элементом данной структуры).
Необходимо уточнить, что к основным компонентами системы управления персоналом относятся: политика персонала, его планирование, подбор и отбор кадров, адаптация новых сотрудников, мотивация и стимулирование персонала, профессиональная подготовка и развитие работников предприятия, управление карьерой, кадровое делопроизводство и др. Все вышеперечисленные компоненты тесно связаны между собой.
Более того, системный подход к управлению персоналом в образовательном учреждении остается весьма продуктивным и эффективным не только в процессе построения, но также и в процессе реорганизации системы управления кадрами в организации. Он также является крайне важным при формировании управленческого мышления, позволяющим при этом решать основную проблему, рассматриваемую в данной статье, а именно – подбор наиболее эффективных методов к управлению персоналом.
Управлять персоналом в образовательной организации - хуже некуда.
Почему? Есть печальный опыт?