Формы и методы организации налогового контроля: проблемы и перспективы
Краткое содержание :
Налоговый контроль.
Значительное место в экономической науке отводится дискуссии ученых по поводу форм осуществления налогового контроля. Так, к примеру, О.А. Ногина характеризует фору налогового контроля как способ организации, осуществления, формального закрепления результатов налогового контроля, регламентированный нормами налогового законодательства, а также представляющий собой единую совокупность действий уполномоченных органов, выполняющих определенные задачи налогового контроля.
Формы налогового контроля.
Стоит отметить, что каждая из форм налогового контроля обладает определенным предназначением. К основным формам проведения налогового контроля, как правило, относят следующие:
-налоговые проверки;
-получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
-проведение данных учета и отчетности;
-осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.
Кроме того, формы налогового контроля подразделяют на:
-формальную проверку;
-арифметическую проверку;
-сопоставление различных документов;
-проверку соблюдения установленных сроков уплаты налогов и предоставления документов.
Методы налогового контроля.
Что касается основных методов налогового контроля, как правило, их можно разделить на две группы: документальные и фактические меры.
Документальные меры характеризуются содержанием мероприятий по истребованию документов, которые касаются отслеживания правомерности поведения налогоплательщиков установленным законодательным нормам, а также выполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств.
К документальным мерам относят: истребование и выемку документов и учетных регистров; проверку на соответствие нормам права; арифметическую проверку, проверку обоснованности проведенных операций.
Фактические меры характеризуются проведением экспертиз в отношении исчисленных и уплаченных сумм сборов и налогов, а также осуществлением проведения мероприятий инвентаризации имущества, которое попадает под объекты налогообложения.
К фактическим мерам относят: инвентаризацию имущества, экспертизу, контроль закупок, проверку фактического объема оплаченных работ.
Выездная налоговая проверка.
Если говорить о выездной налоговой проверке, она осуществляется исключительно по местонахождению организации и является ключевой формой проведения выездного налогового контроля, с помощью которого можно сформировать детальную картину правомерности либо неправомерности поведения плательщика налогов.
К основным целям выездной проверки можно отнести следующие: осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах; осуществление контроля за взысканием недоимок по налогам и сборам; за привлечением виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Повышение эффективности налогового контроля.
Большое внимание должно быть уделено непосредственно главным пунктам повышения эффективности налогового контроля в России. К таким пунктам можно отнести следующие направления:
• усовершенствование методической базы оценок налогового потенциала;
• создание определенной системы показателей, которые способны объективно оценивать эффективность налогового контроля и внедрение данной системы в государственный налоговый аппарат;
• усовершенствование информационно-аналитической деятельности налоговых органов в регионах страны;
• усовершенствование процедур, которые связаны с административно-налоговыми санкциями;
• своевременное внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
В последнее десятилетие отмечается значительное повышение эффективности налоговых проверок в РФ, что было вызвано изменениями в законодательстве страны и применением процедуры предпроверочного анализа. Но не стоит забывать, что систему налогового контроля необходимо постоянно совершенствовать. Приведенные выше меры помогут значительно улучшить проводимый налоговый контроль и увеличить своевременное погашение налогов и сборов.