Как стать свободным от маркетинговых стратегий?

Вы пришли в магазин за клубникой, а уходите с клубникой, черешней, бананами и голубикой! Знакома ситуация? Без надобности, зато по акции! И неважно, что ягоды и фрукты – товар скоропортящийся. Понимание того, что сэкономили, перевешивает все «против».
А вот еще пример. В магазине одежды распродажа строгих костюмов. И вы покупаете, прельстившись скидкой, хотя ваш повседневный гардероб – пуловер и джинсы. А что? Вдруг когда-нибудь придется выйти в свет, а у меня уже есть подходящий костюмчик! И неважно, что этот костюмчик выйдет из моды или изменится фигура. Вы же сэкономили – и этим все сказано!
Но можно ли назвать экономией покупку товаров, которые вам не нужны? Завидев слова Sale или «акция», мы почему-то теряем волю и чувство реальности. Маркетинговые стратегии правят миром! Можно ли с этим бороться?
Почему мы покупаем ненужные товары?
Ответ на этот вопрос лежит в области психологии. Соглашаясь на покупку ненужной вещи, мы берем на себя ответственность за эмоциональное состояние продавца. Сейчас розничная торговля значительно просела, и продавцы не в пример любезны с каждым клиентом, пытаясь продать ему хоть что-нибудь. Чувствительным людям проще уступить, чем отказаться. Ведь другой человек – продавец будет доволен, а вы избавите себя от чувства вины. Скидка или акция в этом случае служит оправданием самому себе: ведь я же не просто купил что-то, я сэкономил!
Но такая экономия рано или поздно проделает дыру в вашем бюджете, а гардероб будет завален ненужными вещами. Поэтому важно научиться говорить «нет». Если вы пришли за клубникой, а вам вдобавок предлагают бананы по акции, сделайте глубокий вдох и вежливо скажите: «Спасибо, мне только клубнику». А про себя добавьте: «Не виноватый (-ая) я!».
На что «давят» маркетологи?
Маркетологи работают по схеме массажистов. И те, и другие давят на триггерные точки. Только с помощью массажа таким способом можно снять напряжение и улучшить состояние, а в случае с маркетологами все их действия направлены на извлечение прибыли.
Они тоже работают с «болями» клиентов. Многие «боли» лежат в области самооценки. Мы компенсируем неурядицы в жизни беготней за скидками и повышаем свою самооценку тем, что «умеем экономить».
Немаловажную роль играет и эффект сравнения. Ваша подруга пользуется дорогущей французской косметикой, а вы покупаете «Эйвон»? Нужно срочно это менять! И вы бежите в магазин и покупаете всего одно французское средство, чтобы при случае сказать: «Да, я тоже этим пользуюсь». А ничего, что у подруги муж – менеджер в «Газпроме», а у вас – менеджер в «Пятерочке»? К тому же «Эйвон» - очень даже неплохая косметика. В желании тянуться за другими, не теряйте себя!
Скидки скидкам рознь
Если вы на протяжении нескольких месяцев «охотились» за ноутбуком, и удалось приобрести его за полцены, то это – выгода. А если в аптеке вас отвели в закуток, чтобы поведать о чудодейственных свойствах бальзама из медвежьих фекалий, который лечит все болезни, и только сегодня предлагается со скидкой 90 %, то это уже похоже на развод.
Искусство продаж или психологические манипуляции?
Умение сбагрить любой товар, особенно если он покупателю не очень-то и нужен, маркетологи называют «искусством продаж». Психологи же в этом случае говорят о манипуляциях: вашими «болями», вашей самооценкой, состоянием аффекта. Как не попасться на удочку маркетологов и не стать жертвой маркетинговых стратегий?
1. Если при общении с продавцом вас обуревает море эмоций, начиная от вины и заканчивая эйфорией, похоже, что вами манипулируют. Прежде, чем заплатить 20 000 рублей за туфли, которые поначалу вам совсем не приглянулись, притормозите, скажите продавцу «спасибо, я подумаю» и срочно ретируйтесь из торгового зала.
2. Займитесь самоанализом. Сделайте паузу и задайте себе ряд вопросов: «Мне действительно нужны эти туфли?», «С чем я буду их носить?», «А если я их не куплю, то сильно расстроюсь?».
Если вы все же поддались красноречивому продавцу и таки купили эти дорогущие туфли, то не корите себя. Считайте это прививкой. Просто пообещайте себе, что больше так не сделаете.
И еще. Склонить к покупке проще человека, находящегося в нестабильном эмоциональном состоянии. Если вы – дочь (или сын) миллиардера, то можете позволить себе шопинг просто потому, что вам стало скучно. Но если вы – домохозяйка, обремененная множеством забот, и отправились в магазин, например, поругавшись с мужем, то потом будете себя корить даже за копейки, потраченные на ненужную заколку для волос.
Помните о том, что у вас всегда есть выбор: купить, когда хочется, или не купить, когда не хочется. Но если купили, когда не хотелось, то это не проблема глобального масштаба. Мы не идеальны, и иногда допускаем импульсивные действия. Это нормально.
никак мы все во всем этом запутаны)
Очень сложно освободиться от этого
Полезно
Благодарю Вас за публикацию. Интересно