Рим Ромула - эмбрион империи
В середине VIII века до н.э. потомок Энея Ромул заложил свой город на семи холмах на берегу Тибра. Он с самого начала объявил Рим местом убежища для беглецов из соперничающих 12 племен древней Италии. В эпоху протогосударств изгнание из коллектива (племени или рода) было наказанием, приравненным к смертной казни. Изгнанник был обречен на быструю гибель или обращение в рабство.
Но Ромул принимал этих сорвиголов, преступников и беглых рабов, рассчитывая на их отчаянную смелость, энергию и предприимчивость в борьбе со своими соперниками.

Секрет возвышения Рима заключался в парадоксальном соединении мятежной вольницы и железных законов. Военный лидер отдавал приказы, распределял обязанности и жестко наказывал за провинности. Первые римляне быстро поняли, какая сила заключается в законе и порядке, против которой будут бессильны их слабовольные и колеблющиеся противники.
Александр Мень писал: "дух военного лагеря создал нацию, спаянную железной дисциплиной".
Православный богослов обратил внимание на изначальную парадоксальность истории Древнего Рима, соединившего в своем названии двойной смысл. Если читать Roma по-восточному, справа налево, то мы увидим Amor - любовь. Римская культура сочетала империализм и идею гармоничного общества, право силы и силу права. Римские императоры три столетия преследовали проповедников христианства, а затем Вечный город стал столицей всемирной церкви. Получив образование в Милане, Августин Аврелий сравнит государство, в котором не соблюдаются законы, с шайкой бандитов.
Ромул разделил своих сподвижников, умевших воевать на отряды-легионы по 3000 пехотинцев и 300 всадников, ставших полноправными гражданами - квиритами. Ромул получил титул квирина, в честь "бога войны, сражающегося с копьем". Прочие горожане, не участвовавшие в войнах, получили подчиненный статус "народа". Сто лучших граждан именовались патрициями и сформировали государственный "совет старейшин" - сенат.
Плутарх писал, что их назвали патрициями, потому что они были отцами законнорожденных детей или могли точно указать своих отцов. В сутолоке строящегося города с быстрорастущим населением это было очень непросто.
Римляне также помнили легендарного Патрона, который был образцом заботливого отца и защитника слабых. В память о нем патроциниум стало означать покровительство, а клиенты - пользующихся покровительством.
Ромул потребовал от своих советников-патрициев, чтобы они помогали их подчиненным, а всем остальным, чтобы они на своей новой родине не боялись сильных, не роптали на почести, которые им оказывают, но стремились получить такой же ранг на основании своих доблестей и заслуг.
Для римлян сенаторы были не властители, а "отцы, внесенные в списки", заслуживавшие почета и уважения, но не вызывавшие зависти. Патроны растолковывали своим клиентам законы, защищали их во время судебных разбирательств, были советниками и опекунами, помогали беднякам выдавать замуж дочерей и выплачивать долги.
Характерно, что Ромул не предусматривал никакого наказания за отцеубийство, т.к. такое преступление считалось абсолютно невозможным. Первым отцеубийцей в истории Рим стал Луций Гостий, совершив это злодеяние во II веке до н.э.

После успешной войны с сабинцами и похищения сабинянок (которое, конечно же произошло не так красочно, как изобразил Себастьян Риччи) Ромул провел первый триумфальный марш, ставший прообразом военных парадов победителей. Царь срубил большой дуб, повесил на него доспехи побежденных врагов и в лучшей одежде прошел со своими воинами мимо лагеря.
Вернувшись в Рим, он учредил три трибы (у греков они назывались филами). Они были названы в честь самого Ромула, сабинского царя Татия и рощи Лукеры, священного убежища беглецов, которые искали правосудия и милосердия. Трибы делились на 10 курий и возглавлялись трибунами. Военная община римлян начала приобретать облик государства.