Как появился народ, называющий себя русскими, и почему не права при этом советская историография

Васнецов В. М. "Призвание варягов" (1909). Фото с сайта "TOPKARTIN"
В прошлой статье был начат разговор на тему, вроде бы, повсеместно знакомую, но при этом возбуждающую споры и сейчас. Это тема происхождения русского народа и русского государства. В предыдущей статье ("Почему Рюрик не мог прийти на Русь, хотя и основал Русское государство") при разборе основного письменного источника Первоначальной летописи было установлено, что Русь — это и были те самые варяги, князя которых Рюрика с его братьями Синеусом и Трувором призвали к себе править словене ильменские, кривичи, меря и чудь туда, где сейчас находится западная часть Северо-Западного федерального округа. В продолжение можно добавить, что тогда же в середине IX века бояре Рюрика Аскольд и Дир то ли с его разрешения, то ли по его приказанию взяли Киев под свою власть.
При семъ великомъ князи Рурику беста два бояр на, не княжа роду, именемъ Осколдъ и Диръ; и ты испросистася отъ него съ роды своими ити ко Цариграду. Егда же идоста Днепромъ, узрестп градъ Киевъ на горе и вопросиста тамо живущихъ: "чiй есть се градъ?" Они же отвещаша имъ: "яко были зде три братiя Кiй, Щекъ и Хоривъ, иже создаша сей град и измроша, а мы седимъ родъ ихъ и платимъ дань Козаромъ." Осколдъ же и Диръ осташа во граде томъ и совокупише многи Варяги, начата седети ту и владети Полскою землю, си есть Кiевскою. Рурику же княжащу въ Словеняхъ въ Великомъ Новгороду.*
(Ипатьевская летопись)
* По поводу правописания пояснения впредыдущей статье.
То, что Аскольд и Дир относятся к варягам-Руси, тот же летописец предположил в записи, отнесённой им же к дате на 20 лет предшествовавшей призванию Рюрика:
... яко в лето 6350 (842), внегда на та православный царь Греческiй Михаилъ со матерiю своею Феодорою, по Феофиле Иконоборци отце своемъ, в то время ходи Русь на Грековъ, о немъ же летописцы Греческiе Куропалятесъ Кедринъ, но не вемы, кто князь или старейшин тогда бе въ Руси, мню был Асколдъ и Диръ.
(Ипатьевская летопись)
То есть, вся страна, оказавшаяся под властью группы варягов, вождём которых был Рюрик, стала называться Русская земля. А что же народ, который теперь называет себя русскими? Логично было бы предположить, что все, кто населял земли, подвластные Руси, и были люди русские. Но попробуем оттолкнуться от идеи сочетания понятий русские и славяне и посмотрим, что по этому поводу написано в основном источнике. А летописец начало этногенеза славян относит ко временам Вавилонского столпотворения и всемирного потопа:
По разрушение се столпа и по разделен и языкъ, прiяша сынове Симови въсточныя страны, а Хамови сынове полуденьныя страны, Афетови же прiяша западъ и полунощныя страны. Отъ сихъ 70 и 2 языку бысть языкъ Словенескъ Отъ племени Афетова.
(Лаврентьевская летопись)
Сим, Хам и Афет (Яфет) — сыновья Ноя, того самого знаменитого строителя ковчега. И дальше идёт рассказ о расселении славян среди других племён.
По мнозехъ же времянехъ сели суть Словения по Дунаеви, где есть ныне Угорьска (венгерская — примечание автора) земля и Болгарьска. Отъ техъ Словенъ разидошася по земле и прозвашася имены своими, где седше на которомъ месте: яко пришедшие седоша на реце имянем Морава и прозвашася Морава, а друзiи Чеси нарекошася; а се ти же Словени Хровате Белiи, и Сереби, и Хорутане. Волхомъ бо нашедшемъ на Словени на Дунайскiя, седшемъ в них и насилящемъ имъ, Словени же ови пришедшие седоша на Висле и прозвашася Ляхове, а Отъ техъ ляховъ прозвашася Поляне, Ляхове друзiи Лутичи, ини Мазовшане, ини Поморяне. Также и ти Словене пришедшие и седоша по Днепру и нарекошася Поляне, а друзiи Древляне, зане седоша въ лесехъ; а друзiи седоша межю Припетью и Двиною, и нарекошася Дреговичи; инiи седоша на Двине и нарекошася Полочане, речьки ради, яже втечеть въ Двину, имянемъ Полота, Отъ сея прозвашася Полочане. Словени же седоша около езеря Илмеря, прозвашася своим имянемъ, и сделаша градъ, и нарекоша и Новгородъ; а друзiи седоша по Десне и по Семи, по Суле и нарекошася Север. Тако разидеся Словеньскiй языкъ; тем же и грамота прозвася Словеньская.
(Лаврентьевская летопись)
Пришедшие из-за Карпат славяне (Словени) расселились в Восточно-Европейской равнине, заняв территории современных России (с Белоруссией и Украиной), Польши, Чехии и Словакии. Ну а потом с приходом варягов-Руси большая часть этой равнины стала называться Русская земля (принадлежащая Руси), а вот народ стал русским отнюдь не сразу. Ещё в "Русской Правде" Ярослава Мудрого упоминается русин отдельно от славянина. Но, опираясь на тот же источник, можно также с большой долей вероятности утверждать, что объединённые Русью славяне включили в свою орбиту проживавшие по соседству с ними иноязычные племена. Хотя этот процесс, исходя из того же рассказа о призвание Рюрика, где вместе со славянами наравне фигурируют и племена весь и чудь.
На Белеозере седять Весь, а на Ростовьскомъ озере Меря, а на Клещине озере Меря же; по Оце реце, где потече въ Волгу, Мурома языкъ свой, и Черемиси свой языкъ, Моръдва свой языкъ. Сё бо токмо Словенескъ языкъ въ Руси: Поляне, Деревляне, Ноугородьци, Полочане, Дреговичи, Северъ, Бужане, зане седоша по Бугу, послеже Велыняне. А се суть инiи языци, иже дань дають Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома, Черемиси, Моръдва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Норова, Либь; сё суть свой языкъ имуще, Отъ колена Афетова, иже живут въ странахъ полунощныхъ.
(Лаврентьевская летопись)
Для многих, однако, уже после издания летописей в середине XIX века и появления множества серьёзных исследований по истории России всё равно оставался открытым вопрос каким образом появились самоназвания русские, русский народ. И даже летописец описывает несколько версий происхождения их:
Есть зде недоуменiе многимъ, откуду, и в кая лета, и чесо ради нашъ Славенскiй народъ наречеся Русю.
(Ипатьевская летопись)
В числе перечисленных самых экзотических версий летописец упомянул и ту, что попала с подачи академика Рыбакова Б. А. в советские школьные и даже вузовские учебники: название страны Русь и народа русские произошли от некоего племени русь, проживавшего якобы на реке Рось. Проблема в том, что сам летописец отверг эту версию среди прочих как несостоятельную. А как наиболее обоснованную выдвинул происхождение имени народа от имени вождя, а точнее, той земли и того общества, откуда пришёл вождь, имеющий созвучное имя.
Но мню, яко паче всехъ сихъ достовернейши се есть, еже преподобный отецъ нашъ Несторъ, летописца Рускiй, глаголетъ, яко Отъ вожа, си есть князя своего Рурика, сiе имя прiять Русь: понеже в оная времена отъ вожовъ своихъ славныхъ и храбрыхъ народы и языки обыкошася именовати, якоже Ляхи отъ Леха, Чехия от Чеха и прочая. Сице и наша Русь Отъ Рурика князя своего, иже из Рускiя земле к нимъ пришедъ, якоже вышей о томъ еже о Варягахъ, Отъ его же рода даже и доселе Рускiе князи родъ свой ведутъ.
(Ипатьевская летопись)
В следующий раз попробуем разобраться с тем, кто же были первые русские князья.
Жаль, что цитаты на архаичном языке. Неужели ни у кого не дошли руки, и не хватило ума перевести эти летописи на нормальный русский язык?
Переведено всё что угодно: и Геродот, и Фукидид, и Тацит, и Флавий... Читаем - наслаждаемся. А тут - родная история! И что? "Житие мое..."
Это древнерусский язык, это точное воспроизведение текста. Перевод есть, в других изданиях.
Советская история ,пропаганда ,идеология ,были русофильскими , а вот враги СССР ,захватившие республики СССР ,включая ,русских -все русофобы .
Интересный взгляд на исторические события
Спасибо.
Интересно!
Много разных версий. Историки кня́зей ( летописцы), царей, императоров писали с долей угодничества . Кто то хотел найти истину. Остаются и останутся тайны́.
Недавно услышала версию . Варяги называли славян проживающих южнее их земель "рус". То есть варяжское слово. Как мы германцев на Руси называли немцами.
Сейчас по радио России с понедельника по четверг в 00.10час читает свой моноспектакль Гармаш по историческому роману Алексея Иванова "Сердце Пармы". Как опричники московского царя Ивана 3 покоряли Парму, славян пермских земель. Жестоко .
Гармаш сильно! читает. Очень интересная История. И тут же критики интерпретируют - это было объединение славянских земель . Когда пленных сажали на кол.
Пишут , что на днях вышла премьера фильма "Сердце Пармы". О фильме очень хорошие отзывы .
Тайны истории останутся тайнами .
Недостаток источников не позволяет порой делать стопроцентные выводы.
А на художественную литературу, хоть и историческую, не надо обращать внимания. Она к науке не имеет никакого отношения.