Предмет «информатика» надо убирать из школы
Краткое содержание:
Можете считать, что написанное ниже – это публикация из серии "пчелы против мёда".
Знакомый, преподающий информатику, давно хочет публично выступить с крамольной идеей, что предмет "информатика" надо убирать из программы.
Часы перераспределить между логикой (в классическом исполнении и только в старших классах отдельным предметом), математикой и физикой.
Обоснование (кратко)
1. "Изучать" в школе нажимание на кнопки (прикладные программы и текущие технологии) бессмысленно в силу закона Мура (он, конечно не закон, но правильная подмеченная тенденция частой смены технологий и софта) – это просто потеря времени.
2. "Изучать" массово программирование по тем же причинам, а также по причинам поверхностности изучения языков в силу отсутствия должного количества часов так же бессмысленно массово. Кроме этого, программирование – сугубо профессиональная сфера деятельности, подвластная ограниченному кругу детей. Хорошо с этим справляются дай бог 15–20% из класса, остальным это не только не интересно, но и спрашивать с них за "незнание" программирования просто неэтично. Им это реально не осилить.
3. Темы, как физические процессы используются в электронике, как работает техника компьютерная, как преобразуются физические явления в цифровое их отражение – это все вполне уместно в соответствующем блоке физики. Оно там уместно еще и по причинам практического применения теории (той же электротехники и полупроводников). То есть эти темы вполне можно перенести в физику.
4. Все, что касается сухой логики (Булиевой алгебры) и теории с расчетами, переносим в математику. Там этому самое место.
5. Ну а логику (царицу Ума) выносим как междисциплинарный, фундаментальный курс, нужный и лирикам и физикам, отдельным часом в старшей школе (в 10–11-м классе)
А все, что касается профильной "углубленности" (прежде всего это программирование, робототехника, прототипирование, большие данные и пр.) – это все в кружки и допобразование, ровно для тех, кто хочет этим заниматься серьезно.
Плюсы предлагаемой модели
1. Экономия на технике (это ОГРОМНЫЕ деньги!) – классы компьютерные надо держать только в кружках и секциях (в т.ч. и в школах, имеющих в своей структуре отделения допобразования).
Во всех без исключения школах по 2 и более класса держать и обновлять раз в 5–10 лет не надо (напомню, у нас 40 000 школ... помножим в среднем на 25 компьютеров – это миллион (!!!!) компьютеров, которые каждые 10 лет надо просто списывать! Это по-скромному 50 000 000 000 рублей за 10 лет в текущих ценах!!! Про остальное я помолчу...).
2. Кадры – специалисты, способные на хорошем уровне давать школьникам (!!!) программирование и прочие робототехники, – товар штучный, на все школы мы его никак не можем обеспечить по сей день. На кружковую работу сможем, в том числе и за счет перераспределения бюджета, оплачивая нормальным рублем работу таких специалистов. Именно с этим и связано то, что преподают "информатику" кто угодно, вплоть до учителей физкультуры.
3. Физику и математику приближаем к реальной жизни, наполняем практическими применами применения теории и даем повод к профориентационной работе по инженерным направлениям. Сейчас дети не понимают, зачем им физика и алгебра, ничем толком не занимаются на информатике, но при этом считают, что им интересны "компьютерные технологии"... Абсурд полнейший!
4. Учим детей логически мыслить уже со школьной парты, причем ВСЕХ! И лириков, и физиков. Это ровно то, чего они лишены сегодня напрочь. Но чего всем нам категорически не хватает!
Словом, предлагаю эту идею пообсуждать на досуге.