«Трактир на Пятницкой» – фильм на все времена

В отечественном кинематографе существует немало фильмов, посвящённых милиции и уголовному розыску. Эта тема всегда интересовала режиссёров, сценаристов и, конечно, зрителей. Остросюжетные детективы с неожиданной развязкой пользуются большой популярностью, хотя были времена, когда детектив считался низким жанром. Бывало даже такое, что люди чуть ли не стеснялись открыто читать детективы. Читали их запоем, но втайне ото всех.
Знаменитый фильм Александра Файнциммера «Трактир на Пятницкой» не только раскрывает тему московской преступности начала XX века, но и богат сюжетными линиями, противоречивыми характерами и неожиданными перевоплощениями. Чего только стоит Виктор Перевалов с его огромными наивными глазами и детским лицом в роли сотрудника МУРа!
А ещё это атмосферный фильм, который стоит посмотреть уже ради того, чтобы на полтора часа окунуться во времена НЭПа.
«Трактир на Пятницкой» – это экранизация книги бывшего сотрудника МУРа Николая Леонова «Ждите моего звонка». Уйдя в отставку, он посвятил себя писательской деятельности. В этом ему помог десятилетний опыт работы оперативником. В самом деле заметно, что сценарий «Трактира...» написан со знанием дела.

Москва имеет большое значение в фильме. В разных сценах можно увидеть места, знакомые каждому москвичу, например, Новодевичий монастырь. Что касается самого трактира, то он тоже существовал, но имел другое красноречивое название – «Встреча». Завсегдатаи же попросту называли его «Три ступеньки». В фильме его нельзя увидеть: он был снесён. Снаружи здание трактира снимали на Большой Ордынке, внутри – в павильоне.

Нельзя не отметить, что в фильме есть значительные расхождения с книгой. Так, например, Пашка-Америка не выдуманный персонаж. У него был реальный прототип, правда, далеко не такой безобидный, как в фильме. В жизни Павел Андреев со своей бандой грабил целые банки и магазины. Вытаскивать кошельки было для него слишком мелко. Естественно, ему не так повезло, как киногерою: его осудили на двадцать пять лет. Вот в чём они действительно были похожи, так это в любви к яркой дорогой одежде.

Ещё одно расхождение – в книге хозяином трактира был отец Василий, в фильме – его дочь Ирина Сурмина. Тамара Сёмина приехала на пробы в «Трактире...» после съёмок в другом фильме – «А у нас была тишина». Актрисе морально тяжело далась роль в фильме о войне, где ей постоянно приходилось плакать, поэтому даже пробы в «Трактире...» стали для неё отдушиной. Александр Файнциммер сразу увидел в ней главную героиню и даже решил ради неё «убить» отца Василия.

Лев Прыгунов, исполнивший роль Француза, вспоминает, что Александр Файнциммер был спокойным и тактичным режиссёром. Он не умел кричать и всегда находил взаимопонимание с актёрами, чем далеко не все режиссёры могут похвастаться. Александр Файнциммер делал точные замечания, которые тут же направляли актёров на правильный путь. Они всегда понимали, чего он от них хотел.
В чём он действительно проявлял строгость, так это в подборе актёров, но это было только плюсом для него как для режиссёра. Один из секретов успеха любого фильма – актёр должен органично смотреться в своей роли. Александр Файнциммер хорошо это понимал и не утвердил Льва Дурова на роль бандита по кличке Серый: мягкость так и проступала во внешности и поведении актёра. Вместо него он взял более подходящего на отрицательную роль Константина Григорьева.

Возможно, именно благодаря тёплой атмосфере, царившей на съёмках, и неконфликтности режиссёра фильм был снят всего за месяц. Люди с восторгом смотрели новый детектив. Это и неудивительно. Его успех создали все и всё: и профессиональный режиссёр, и такие же профессиональные актёры, и, конечно, Николай Леонов, создавший захватывающий динамичный сюжет. Конечно, у людей разные вкусы, но всё же есть на свете произведения, которые становятся нестареющей классикой. «Трактир на Пятницкой» – один из таких фильмов. Это фильм на все времена.
"Трактир на Пятницкой" - один из тех фильмов, которые я обязательно смотрю, когда их в очередной раз включают в телепрограмму. И привлекает меня Александр Галибин, сыгравший роль Пашки Америки. Яркий, харизматичный, очень молодой актёр хорошо справился со своей кинозадачей, его Пашка запоминается сразу. Александр Галибин - многогранный глубокий актёр, это особенно проявилось в его звёздной роли Мастера в сериале Бортко "Мастер и Маргарита". Именно после этого фильма я оценила по достоинству его длинный актёрский путь к вершине сценического искусства.
Да, Пашка очень яркий!
А и книгу, периодически, перечитываю. Читала ещё, когда фильм не вышел. А после фильма только такими героев стала представлять.
Да, такое бывает, что после фильма уже и не возможно героев по-другому представлять. Поэтому я предпочитаю сначала читать книгу, а потом уже смотреть фильм. Но вот эту книгу не читала.
Спасибо за публикацию. Замечательный фильм. Смотрела с удовольствием.
Спасибо за тёплый комментарий!
Смотрел этот фильм много раз ещё в детстве, посещая кинотеатр за 25 советских копеек.
Спасибо за комментарий!
Господин-товарищ-барин!Во даёт,Пашка-Америка!
Точно!
"Даёт Америка")))))
Да, "Трактир на Пятницкой" это, безусловно, особенный фильм.
Спасибо за комментарий!