«Пристрастие к выяснению отношений – один из тяжелейших пороков российской интеллигенции»
Анна Борисовна (Алиса Фрейндлих) прожила красивую жизнь, полную страстей. Это человек, из уст которого вылетают готовые афоризмы. Она теперь уже даже не просто скульптор и художник, но и актриса. Она как будто играет, настолько напыщенно звучит её старческая речь, но всё же это не игра. Это её истинная натура. Она так живёт. «Вы рассчитаны на двести лет», – говорит ей Петя (Евгений Миронов), тоже творческий человек, которого она приютила пятнадцать лет назад. За их необычным дуэтом можно понаблюдать в фильме Константина Худякова по одноимённой повести Дины Рубиной «На верхней Масловке» (2004). Именно понаблюдать, как будто превратившись в невидимого героя, случайно заглянувшего «на огонёк».

Общение героев похоже на беспрерывную словесную дуэль, саркастичную и остроумную. И всё это в квартире-мастерской среди рухляди, бесчисленных скульптур и бюстов. Хаос, превращённый в красоту. Ветошь, обращённая в поэзию. И даже ругаются герои красиво. Их перепалки – подслащённый яд и горький сахар. «Оставь в покое Ницше! Поставь философа!» – умоляет Анна Борисовна разгневанного молодого человека, когда тот в ярости хватает первый попавшийся бюст, чтобы размозжить им голову «ужасной старухи».
Фильм можно разбирать на цитаты, и над каждой из них хорошо поразмышлять за чашечкой чая в лучах уютного ночника. «Беспорядок надо рассматривать как натюрморт». «Правда бывает только в горних облаках». «Жизнь так длинна и изломана, что можно её сложить, как складную линейку». Всё это мысли Анны Борисовны, которым мог бы позавидовать любой философ. В то же время она не строит из себя великого оракула и выдаёт подобные реплики запросто, не придавая им особого значения, как будто выпуская на волю птичку и даже не провожая её взглядом. Эта женщина не стремится быть утончённой. Некоторые даже так высказываются о ней: «Груба, как пьяный патологоанатом». Её язык напоминает Фаину Раневскую с её легендарными афоризмами. Она искренна и естественна в своём мудром цинизме, причудлива, как фантик дореволюционной конфеты. С таким человеком точно не соскучишься.

Фильм по своей манере напоминает спектакль, но в то же время забывается, что перед тобой актёры, настолько он похож на жизнь. А ещё его можно сравнить с комедийной мелодрамой Олега Янковского и Михаила Аграновича «Приходи на меня посмотреть» (2000): героиня Екатерины Васильевой точно так же только и делала, что готовилась к своему «бенефису». В обоих фильмах можно уловить дух Ахматовой, но если в «Приходи на меня посмотреть» о поэтессе говорит само название, то здесь о ней ни разу не упоминается. Однако у Ахматовой есть стихотворение очень в духе героини Фрейндлих. Им и хочется завершить разговор о фильме, который можно назвать одновременно одой всем творческим людям и грустной шуткой над ними.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Все фото из интернета
Прекрасный дуэт, завтра с утра посмотрю. Нравятся и актер и Алиса Фрейндлих, помню как она поправляла шарфик, еще молодая, в известном фильме. Как хорошо, что есть такие потрясающие актеры, мастера своего дела. И, стихи Ахматовой конечно. Анна Ахматова
Так будет!
Не надо нам земли чужой,
Свою мы создаем, —
И одарил ее водой
Могучий водоем.
Не засуху, не недород,
Не раскаленный прах —
Благоухание несет
Здесь ветер на крылах.
Не будет больше черных бурь,
Губящих как самум,
Увидит свежую лазурь
Пустыня Кара-Кум.
И дети, ясным вечерком
В тени гоня овец,
Уже не ведают, о чем
Печально пел отец…
Но что в моей стране труда
Теперь произошло,
То лучезарным навсегда
В историю вошло.
1951 г."
Спасибо за такой замечательный комментарий! Приятного просмотра!
Здравствуйте. Благодарю вас за информацию.
С уважением, Дарья Алексеевна
Спасибо за комментарий!
"вот так вот...вуаля" прекрасная актриса.
Да, она прекрасна!
Книга лучше. Дина Ильинична Рубина - гениальный автор!
Книгу я не читала, но фильм мне очень понравился.
Спасибо автору за столь содержательный рассказ о заслуженной и такой талантливой актрисе Алиса Фрейндлих. Последний раз я ее видела в фильме "Большой" — российский драматический фильм режиссёра Валерия Тодоровского. Про историю восхождения молодой провинциальной девушки на сцену Большого театра благодаря своей учительнице по балету, которую сыграла уже не молодая Алиса Фрейндлих.
Обязательно посмотрю фильм, о котором вы описали. Спасибо.
Большое спасибо за такой тёплый комментарий!