Как СССР торговал с Западом, несмотря на железный занавес

“Так много лишнего за ваши деньги с 4-дверными седанами и универсалами Moskvich!” - обещает реклама советского автомобиля Москвич 408 (также называемого Скальдия 408), опубликованная в июльском номере британского журнала Автокар за 1968 год.

Несмотря на очень напряженные отношения во время холодной войны, СССР довольно активно торговал с Западом. Помимо автомобильной промышленности, еще одним успешным советским экспортом было фотооборудование. Фотоаппарат "Зенит" пользовался большим успехом в Великобритании, США, Франции и других европейских странах (под брендами Cosmorex, Kalimar, Spiraflex, Phokina).
Однако по большей части советские потребительские товары не продавались широко за рубежом. В конце концов, основными советскими экспортными товарами были природные ресурсы, такие как нефть и газ. Торговая сделка, известная как “газ в обмен на трубы”, положила начало долгосрочному энергетическому партнерству с Европой. СССР, например, импортировал иностранное оборудование для строительства крупных железнодорожных проектов и водных каналов.
Был ли на самом деле железный занавес?

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступает в Вестминстерском колледже в Фултоне. 5 марта 1946 года.
Клише “Железный занавес”, придуманное премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем в 1946 году во время его речи "Сухожилия мира", возвестило о начале холодной войны между СССР и западными странами. В 1949 году, чтобы противостоять Великобритании, США и их союзникам и поддерживать тесные связи с дружественными странами в послевоенный период, СССР создал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
В эту организацию входили страны социалистического лагеря: Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Румыния и Албания (до 1962 года), позже к ней присоединились Германская Демократическая Республика, Монголия, Куба и Вьетнам. Члены СЭВ стали основными торговыми партнерами СССР во второй половине 20-го века.
Члены СЭВ закупали у СССР топливо – по ценам ниже мировых – и поставляли в СССР машины, оборудование, сельскохозяйственные, промышленные и потребительские товары. По данным 1960 года, Советский Союз получал 58% своего импорта от членов СЭВ и, в свою очередь, экспортировал им 56% своих товаров.
В 1956 году первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза Никита Хрущев объявил о десталинизации страны и курсе на “мирное сосуществование” с капиталистическим миром. Вместе с большой советской делегацией в 1959 году он посетил США, где ознакомился с последними технологическими достижениями в различных отраслях промышленности. Некоторые из них, так или иначе, позже были реализованы в Советском Союзе.

Леонид Брежнев, сменивший Хрущева в 1964 году, продолжил политику разрядки в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими странами (США, Францией, Испанией, Италией, Японией, Западной Германией и другими), сохраняя при этом тесные отношения со странами СЭВ. В 1975 году вместе с главами 34 стран, включая США и Европу, СССР подписал Заключительный акт о безопасности и сотрудничестве в Европе.
Однако отношения с США снова стали напряженными в 1979 году, когда советские войска были введены в Афганистан. Тем не менее, к 1986 году около 67% внешней торговли СССР приходилось на социалистические страны, 22% - на капиталистические страны и 11% - на развивающиеся страны. Доходы от экспорта составляли 20% советского государственного бюджета.
Советский экспорт на Запад

В 1970-80-е годы СССР стал крупным экспортером топлива на Запад – продавал нефть и природный газ. В то время экономики европейских стран испытывали экономические трудности и нуждались в дешевых энергоресурсах.
С 1970 по 1986 год доля поставок газа в общем объеме советского экспорта выросла с 1% до 15%. В 1970 году СССР подписал соглашение с Западной Германией, согласно которому последняя поставляла СССР трубы большого диаметра и оборудование для строительства газопровода в Западную Европу в обмен на газ из Западной Сибири.
Несмотря на сильное недовольство и громогласные возражения американцев, эта сделка стала одной из важнейших в списке долгосрочных контрактов на поставки газа, которые были подписаны со странами Западной Европы (Франция, Италия, Австрия и др.).
В то время как в 1970 году экспорт природного газа составил 3,3 млрд. м3, к 1986 году он вырос до 79,2 млрд. м3. На долю поставок топлива и электроэнергии в 1986 году приходилось 47,3% от общего объема экспорта.
Советский экспорт в 1986 году (в %):
Топливо и электричество – 47,3%
Машины, оборудование и транспортные средства – 15%
Руды и концентраты, металлы и изделия из металла – 8,4%
Химические продукты, удобрения и каучук – 3,5%
Древесина, целлюлозно–бумажная продукция - 3.4%
Промышленные потребительские товары – 2.4%
Текстильное сырье и промежуточные товары – 1.4%
Продукты питания и сырье для производства – 1.6%
Второй важной категорией экспорта были машины, оборудование и транспортные средства. В 1986 году на него приходилось около 15% экспорта.

Например, автомобиль "Москвич" производства завода "МЗМА" (позже названный АЗЛК) стал известен в Европе после участия в международном автомобильном ралли в конце 1960-х годов. Потребители во Франции и Великобритании начали охотно его покупать. Москвичи также собирались на заводах в Болгарии (под маркой Rila) и в Бельгии (под маркой Scaldia).

Советский импорт с Запада
Согласно данным, с 1940 по 1986 год более 30% советского импорта приходилось на закупку за рубежом машин, оборудования и приобретение различных транспортных средств. В 1986 году они уже составляли 40,7% от общего объема импорта.
Советский импорт в 1986 году (в %):
Машины, оборудование и транспортные средства – 40,7%
Продовольствие и сырье для переработки – 17.1%
Промышленные потребительские товары – 13,4%
Руды и концентраты, металлы и изделия из металла – 8,3%
Химические продукты, удобрения и каучук – 5.1%
Топливо и электричество – 4,6%
Древесина, целлюлозно–бумажная продукция - 1.3%
Текстильное сырье и промежуточные товары – 1.3%
Импорт машин и оборудования
СССР импортировал большое количество электрического, энергетического и металлургического оборудования от своих зарубежных партнеров. Кроме того, СССР импортировал металлорежущие станки, отбойные молотки, железнодорожные вагоны, грузовики, корабли и многое другое.
С 1945 по 1991 год в СССР было ввезено около 500 000 автомобилей. Иностранные грузовики – Tatra 111, Skoda-LIAZ, Mitsubishi-Fuso и Komatsu-Nissan – можно было увидеть на основных строительных площадках страны (Волго–Донской канал, Байкало–Амурская магистраль).
На протяжении многих десятилетий даже автомобили отечественного производства оставались предметом роскоши. Только политическая элита и члены высших и самых близких кругов общества пользовались иностранными автомобилями. В то время как грузовики и дорожное оборудование составляли 3,5% от общего объема импорта в 1986 году, автомобили, мотоциклы и скутеры составляли всего 0,5%.
Как СССР превратился из экспортера пшеницы в импортера пшеницы

Венгерская делегация во главе с министром сельского хозяйства Венгрии Иштваном Гергеем на поле Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства. 1972 год.
Продукты питания занимали второе место в списке товаров, ввозимых в Советский Союз. Из-за урбанизации и миграции населения из деревень в города страна столкнулась с нехваткой продовольствия. В начале 1960-х годов в некоторых регионах применялось нормирование продовольствия; наблюдалась нехватка мяса, молока, зерна, а также других продуктов питания.
В 1960-1980-е годы, согласно книге "Народное хозяйство СССР за 70 лет", страна регулярно импортировала зерно, чай, мясо, ягоды, фрукты и сахар. Объемы импорта продолжали расти. В 1960 году СССР импортировал 66 000 тонн мяса и мясопродуктов; в 1980 году – более 900 000 тонн; что касается фруктов и ягод, в 1960 году было импортировано 335 000 тонн, а в 1980 году – 995 000 тонн.
Что касается зерна, то после Второй мировой войны СССР возобновил экспорт зерна в Европу, и к 1952 году он составил 4,5 миллиона тонн, экспортируемых в год. Желая увеличить объемы, СССР начал освоение целинных земель в Казахстане. Однако из-за сложного климата это не дало ожидаемых результатов.
Помимо того, что зерно было необходимо населению огромной страны, а также экспортировалось, большие объемы также приходилось скармливать скоту. Итак, советское правительство придумало программу по улучшению внутреннего производства мяса и молока. Была начата кампания по выращиванию кукурузы в рамках политики первого секретаря Коммунистической партии Советского Союза Никиты Хрущева; (начата после его поездки в США).
Но это также не помогло, несмотря на то, что значительная часть государственного сельскохозяйственного бюджета была потрачена на его выращивание. К 1963 году СССР был вынужден начать импортировать фуражное зерно из США и Канады. В 1972 году объемы импорта составляли 23 миллиона тонн зерна; в 1980 году – 43 миллиона тонн.
Всё так и было
Очень интересная информация , иногда я ностальгирую по том временам