5 самых необычных русских бань: В космосе и под водой
Краткое содержание:
1. Баня в космосе
До изобретения космической бани космонавтов заставляли пользоваться мокрыми полотенцами, но это лишь частично решало проблему гигиены в космосе. В 1960-х годах изобретатель и инженер Александр Массарский, руководитель студенческого конструкторского бюро университета, разработал портативную тепловую кабину, получившую название “баня в чемодане”, и было решено адаптировать ее для использования на космических станциях.
Чтобы организовать день бани, космонавты опустили “кабинку” с “потолка” на “пол”. Он был сделан из полиэтиленовой пленки с застежкой-молнией посередине. Космонавт забирался внутрь, и горячая вода подавалась в “кабину” с помощью распылительной форсунки. Затем вода отсасывалась снизу, используя принцип пылесоса.
“Наша сауна работала на космических станциях "Салют-6", "Салют-7" и "Мир", затем она была сброшена в море вместе со станцией"Мир", и с тех пор этот тип сауны больше не использовался в космосе", - сказал Массарский новостям ТАСС агентство в интервью.
Баня на орбитальной станции ‘Мир’ представляла собой большую герметичную цилиндрическую кабину, внутри которой вырабатывался пар, требующий большого количества воды. Имитация настоящей бани была настолько успешной, что космонавты могли даже использовать веники (пучки веток с листьями, традиционно используемые в русской бане).
Похоже, что в некотором смысле космические технологии сделали шаг назад: современная МКС (Международная космическая станция) не имеет и не собирается иметь даже душа, поэтому современные исследователи космоса имеют в своем распоряжении только влажные салфетки.
2. Баня на атомных подводных лодках
Первые подводные бани были установлены на борту тяжелых подводных крейсеров с баллистическими ракетами "Архангельск" и "Северсталь" (проект 941 "Акула"; или класс "Тайфун" по классификации НАТО). "Акула" - самая большая подводная лодка, когда-либо построенная, и из-за ее комфортных условий проживания военно-морской персонал называет их “плавучими хилтонами”. В дополнение к сауне, у них есть бассейн размером 4 х 2 метра и глубиной два метра, а также солярий и тренажерный зал.
Стратегические подводные ракетоносцы класса "Борей" также имеют "бани". “Баня на ракетоносце
3. Баня на железнодорожных путях
Общественное достояние
Первый поезд для бани был собран в России в 1904 году для нужд Красного Креста. Он состоял из четырех вагонов: прачечных со стиральными машинами с ручным управлением и дезинфекционных помещений для обеспечения гигиенических стандартов в полевых условиях. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов передвижная баня такого типа обслуживала военные госпитали и лазареты на Дальнем Востоке.
Первый поезд для бани был собран в России в 1904 году для нужд Красного Креста. Он состоял из четырех вагонов: прачечных со стиральными машинами с ручным управлением и дезинфекционных помещений для обеспечения гигиенических стандартов в полевых условиях. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов передвижная баня такого типа обслуживала военные госпитали и лазареты на Дальнем Востоке.
Во время Второй мировой войны СССР отправил около 100 поездов с банями с целью предотвращения распространения эпидемий. Они курсировали по самым разным маршрутам: например, 38-й дезинфекционный поезд “баня-прачечная”, построенный в Тюмени,"пробился" через Сталинград, Брест, Минск, Прагу, Варшаву и Берлин.
4. Баня на колесах
По сравнению с приведенными выше примерами, баня, установленная на кузове грузовика, не кажется чем-то необычным: услуги такой бани доступны круглый год и быстро набирают популярность среди любителей охоты и рыбалки.
Баня на колесах, способная вместить 3-5 человек, состоит из теплоизолированного грузового фургона на шасси КамАЗ, ЗИЛ или ГАЗ с двумя отделанными деревом отсеками - парилкой и раздевалкой с душем. Снаружи установлена печь, а внутри - резервуар для воды. Чтобы камни печи не смещались при движении фургона, они “нанизаны” на проволоку, как нитка бус.
Более просторную баню, подходящую для группы из более чем пяти человек, можно установить в автобусе. Помимо стандартных удобств, здесь могут быть отдельный душ, бар, переносной туалет, зона отдыха и даже массажный кабинет.
5. Подземная баня
Баня-землянка рассматривается просто как практичное решение, позволяющее любителям парных экономить на дровах и теплоизоляции. Главное, на чем нельзя экономить при строительстве такой бани, - это дренаж, вентиляция и гидроизоляция (для предотвращения попадания подземных вод).
В Древней Руси землянку или полуземлянку, которую люди использовали для мытья, обогревали огнем, называли истобкой, и это была предшественница современной русской бани. Чтобы построить истобку, нужно было выкопать в земле яму глубиной около метра и установить по периметру опорные столбы, выступающие еще примерно на метр над землей. Крыши состояли из бревенчатого настила или могли быть двухскатными, что было удобнее для отвода дыма. Они были покрыты палками, жердями и соломой, обмазаны глиной и зарыты в землю, которая затем заросла дикими травами, пишет Юрий Хореев в своей книге ‘Теория бань’. Зимой снег на крыше создавал дополнительный слой теплоизоляции. Печи в этих истобках, установленных в задней части подземных камер, имели только одно отверстие сбоку, которое использовалось как для добавления дров, так и для отвода дыма. Конструктивные особенности бани такого типа предполагали повышенный уровень влажности.
Подземные бани были не менее популярны на Кавказе. Они были построены по образцу хаммамов в восточном стиле - арочные и куполообразные сооружения, заглубленные на два-три метра в землю, с отдельными топочными помещениями.
Одна из таких бань, известная как "Девичья баня", сохранилась в Дербенте (Республика Дагестан). Построенная в 13 веке, она предназначалась для брачного омовения девушек. Сегодня в здании находится Музей культуры и быта древнего Дербента.