Денежное довольствие военнослужащих - экономические основы (часть 1)
Воинский труд и общественное разделение труда
Все, что создано в обществе – это совокупный общественный продукт, полученный в результате совместной работы людей на основе разделения и кооперации труда в обществе. Происходит распределение рабочей силы между отдельными видами работ, отраслями и сферами производства, организация совместного участия работников в достижении результатов труда, в дальнейшем и распределение этих результатов между работниками, происходит его обмен и потребление. В результате этого удовлетворяются общественные потребности и обеспечиваются условия продолжения производства.

Рисунок 1 – Условное распределение временных затрат человека, действующего индивидуально
Между тем, созданный продукт необходимо оберегать и охранять. С этой целью из числа всех работников необходимо выделить людей. Однако эти люди, охраняя общее добро, не могут производить материальный продукт, поэтому остальные должны отдавать часть созданного ими продукта для обеспечения этих охранников. Если отдавать мало, то охранник откажется от выполнения обязанностей по охране, поскольку ему будет выгоднее самому производить материальный продукт. Если отдать много, то меньше остаётся тем, кто занимается производительным трудом. Кроме того, часть людей должна отвлекаться от производительного труда для оказания услуг всем членам общества. Это может быть приготовление пищи, воспитание детей, подержание чистоты и порядка. При совместном труде важную роль играет управление, в результате которого оптимизируется работа всех участвующих в ней людей, происходит распределение полученного продукта между всеми членами общества. В рамках небольшого коллектива распределение ролей и выполняемых задач решается соглашением между членами этого коллектива.

Рисунок 2 – Условное распределение временных затрат группы людей, действующих совместно
Аналогично всё осуществляется и в масштабах страны, только на основе правовых норм, обязательных для всех жителей. Эти задачи решает государство, которое создаёт общество, а непосредственно задачи реализуются государством через его институты. Тем самым жители страны освобождают себя от той работы, которая является необходимой лично каждому из них в силу объективных условий существования самого общества. Но и их труд становится более производительным.
Труд работников институтов государства признаётся частью совокупного общественного труда и рассматривается с точки зрения удовлетворения общественных потребностей как необходимый общественный труд или общественное благо, под которым понимаются товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах, без конкретного получателя. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. К общественным благам относятся управление, охрана и оборона.
Для оказания общественно необходимой (полезной) оборонной услуги на основе общественного разделения труда создаётся армия. Исполнение армией своей роли в общей системе экономической деятельности осуществляется посредством несения военной службы гражданами страны как особого вида общественно важной и необходимой трудовой деятельности, которая возлагается на членов общества, соответствующих определённым требованиям, предъявляемым обществом, в первую очередь, к физическому и моральному здоровью. За это общество готово отдавать часть созданного им продукта: оплачивает труд, наделяет предметами труда и средствами труда. Распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода происходят в этом случае в товарной и денежной формах.

Таким образом, армия выполняет специфический вид экономической деятельности – оказывает общественно необходимую оборонную услугу на основе общественного разделения труда, позволяющего более рационально использовать имеющиеся материальные, денежные, информационные, трудовые и интеллектуальные ресурсы.
Следовательно, воинский труд представляет собой неотъемлемую часть совокупного общественного труда, специфическую подсистему, которая:
- во-первых, что наиболее важно, характеризуется в своей основе признаками целесообразности и общественной потребности, с той лишь разницей, что последняя носит исторически переходящий характер;
- во-вторых, имеет общую с трудом физиологическую основу, хотя и не относится к сфере материального производства.
В соответствии со ст. 2 и 6 Федерального закона 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и со ст. 2 Федерального закона 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба входит в систему государственной службы наравне с гражданской и службой иных видов. Военная служба определяется как вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в ВС РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, органах исполнительной власти.
В целом, военная служба, как трудовая деятельность, характеризуется следующими чертами:
- носит общественно необходимый (полезный) характер;
- носит непроизводительный характер, в результате происходит прямой вычет из общественного производства;
- имеет специфический результат труда – нематериальную услугу, основанную на общественном разделении труда, выражающуюся в высокой боевой готовности и боеспособности войск, которые прямо связаны с изучением, освоением и практическим применением самых современных видов оружия и боевой техники;
- исполняется с применением специфических материальных факторов труда, основных и оборотных фондов в боевой подготовке и боевых действиях (составляющих основную долю конечного военного продукта), что влечёт за собой особую организацию труда и управления, побуждает к объективно необходимой кооперации и разделению воинского труда, строгой регламентации, высокой организованности, дисциплинированности и самоотдачи;
- имеет высокий уровень сложности, интенсивности и психологической напряженности, в значительной степени зависит от личного фактора военнослужащих, нередко связанный с риском для жизни и в мирное время;
- реализуется в форме боевого дежурства, боевой подготовки, учебных занятий, учений, тренировках, несения караульной, гарнизонной и внутренней службы.
Воинский труд, как и всякий труд, имеет свой конечный результат:
- в мирное время – в высокой боевой готовности ВС РФ;
- в военное время и в условиях чрезвычайного положения – в умелом выполнении боевых задач, решительном разгроме противника в любых условиях обстановки.
Поскольку всякий труд должен быть оплачен, то в условиях рынка труда денежное довольствие военнослужащих – особый вид оплаты труда – есть цена рабочей силы военнослужащих на рынке труда, цена отчуждаемых на срок трудового договора (контракта) способностей работника (военнослужащего) осуществлять необходимую для работодателя (государства) деятельность.
Денежное довольствие военнослужащих является продуктом длительного исторического развития военной организации государства в целом и армии в частности.
Армия в различные периоды истории нашей страны базировалась на разных принципах её комплектования. В Древней Руси она сочетала профессиональные воинские формирования (княжеские дружины) и резерв (народное ополчение). Дружина содержалась за счёт собираемой с народа дани и военной добычи. Она находилась в постоянной боевой готовности и представляла собой ядро армии княжества. Состояла дружина из добровольцев – «охотчих» людей. Отношения дружинников с князем строились на договорных основах: вступление в дружину и выход из неё были свободными. В ополчение сначала созывался всякий житель княжества, способный носить оружие. Позднее сбор ополчения превратился в созыв «посошных» людей. Помимо дружины и ополчения в Древней Руси использовались также и наемные войска из варягов, печенегов и других.
Создание централизованного русского государства привело к господству поместного принципа формирования армии. Профессиональные воины были обязаны нести военную службу, за которую получали от Великого московского князя поместье – «двор». Сначала дворянами становились дружинники князя, позднее – свободные люди, добровольно поступившие на военную службу. С этих пор служба дворян являлась наследственной и обязательной. Дворяне образовывали дворянское ополчение и регулярную конницу русской армии.
Со временем на Руси появился поселённый принцип комплектования войск, который является разновидностью поместного. Поселённые войска формировались из вольных людей в добровольном порядке. Им отводились дворы с землей в городах и слободах на условиях пожизненной службы. Поселённые войска положили начало регулярной русской пехоте. Она включала стрельцов, городовых казаков, пушкарей, кузнецов и других воинов. В отличие от дворян, поселённые воины получали от государства хлебное и денежное довольствие, вооружение. В русской армии служили также и иностранцы.
С середины XIX в. начали создаваться массовые армии, военные действия охватили обширные территории, что повлекло за собой необходимость введения всеобщей воинской повинности (обязанности). Необходимость поддержания армии в постоянной готовности, с одной стороны, и необходимость постоянной подготовки необученного пополнения, с другой стороны, повлекло за собой необходимость формирования и содержания кадровой основы армии.
Таким образом, в начале XXI в. в России объективно сформировалась профессионально-призывная армия. Это определило подход к обеспечению военнослужащих, существенную часть которого представляет собой денежное довольствие.
1. Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
2. Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
3. Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат.
4. Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в часть 5 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
5. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Часть 6 изменена с 1 марта 2020 г. - Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 40-ФЗ
Изменения в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г., а в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в других войсках, воинских формированиях и органах, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
См. предыдущую редакцию
6. Размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Часть 7 изменена с 1 марта 2020 г. - Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 40-ФЗ
Изменения в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г., а в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в других войсках, воинских формированиях и органах, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
См. предыдущую редакцию
7. Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям указанных военнослужащих.
8. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву на территориях и (или) в условиях, указанных в части 23 настоящей статьи, устанавливаются размеры окладов по воинским должностям и дополнительных выплат по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.
Это правовые основы - процентов так 10, полностью будут рассмотрены позднее