Как написать итоговое сочинение на зачёт? 5 советов
Три, два, один! Отсчёт последних дней до итогового сочинения пошёл. Волнение зашкаливает, поэтому я решила дать 5 работающих советов, которые помогут 11-классникам на самом экзамене, а также ссылки на многие полезные статьи. Надеюсь, за оставшиеся пару дней они сослужат хорошую службу.

1. На экзамене выбирайте тему, которая вам знакома. Если таковых нет - самую понятную и простую для аргументации.
В этом году задача серьёзно осложняется тем, что известных направлений нет, а тем, которые могут попасться, около 1500. Но! В школе, с репетитором или самостоятельно вы разбирали определенное количество тем (если нет - самое время начать!). Берите ту, на которую вам проще всего или интереснее рассуждать.
Опирайтесь на тезисы!
Тезис - это основа вашего рассуждения. Если его нет или он плохо проработан, доказывать с помощью аргументов будет нечего. Тезисов может быть один или два, но в любом случае аргументы должны чётко ему/им соответствовать.
Если у вас очень маленький литературный багаж, "подгоняйте" тезисы под литературные аргументы.
Используйте произведения, которые вы точно знаете, чтобы избежать фактических ошибок.
Времени на экзамене достаточно - 3 часа 55 минут. Чтобы не тратить его впустую, следуйте чёткому алгоритму:
- 1. Выбираем тему, вспомнив нужные литературные аргументы и прикинув примерный вариант рассуждения.
- 2. Составляем план-схему или тезисный план.
- 3. Пишем сочинение на черновике.
- 4. Считаем количество слов. Если их меньше 250, дописываем работу. Рекомендованный объём - 350 слов.
- 5. Проверяем сочинение на наличие орфографических ошибок, прочитав по слову с конца (так вы не вдумываетесь в смысл и легко видите описки и ошибки).
- 6. Проверяем работу на наличие пунктуационных ошибок, при необходимости разобрав предложения по составу: выделив основы и осложнения.
- 7. После переключения внимания (благодаря пунктам 5 и 6) читаем сочинение и проверяем его на логичность и наличие речевых ошибок. Особенно обращаем внимание на тавтологию, подчёркивая однокоренные и повторяющиеся слова.
- 8. Переписываем на чистовик.
- 9. Проверяем сочинение в чистовике.