Смешное из жизни вокальных педгогов
Знаете, какие фразы смешно слышать вокалисту от людей, когда они говорят о своих природных данных? А вот такие:
У меня нет слуха! Могу я научиться петь?
Ты же хочешь научиться петь, потому что слышишь музыку, которая тебе нравится? Значит, слух у тебя есть, и петь научишься.
Хочу научиться петь, но у меня нет голоса!
Ну, ведь ты только что это сказал, значит, голос есть.
У меня маленький диапазон, я, наверное, не смогу петь хорошо.
Если не заниматься развитием голоса, конечно, не сможешь. Диапазон голоса расширяется в процессе регулярного выполнения вокальных упражнений сначала на имеющемся диапазоне звуков, затем с постепенным увеличением его по полтона вверх и вниз. Часто бывает так, что диапазон от природы большой, но человеку пользоваться им мешает неправильное звукообразование.
Я не могу петь верхние ноты красиво, поэтому пою песни только в низкой тесситуре.
Самую шедевральную фразу из этой категории произнесла старшая сестра моего мужа: мой преподаватель вокала в школе говорил, что моя тональность - до-минор. У меня не получаются высокие ноты, поэтому я пою только в низкой тесситуре.
Я, конечно, не берусь судить, что там был за преподаватель, но поёт она так, будто никогда и не занималась - данные хорошие, но голос "детский" в её 33 года. Неразвитый голос. А верхние звуки она снимает с опоры, потому что не умеет её удерживать, и поёт плоско, потому что ей не объяснили, как создавать объёмный звук. Учиться она не хочет, хотя живёт в одном доме с преподавателем вокала и часто видит её в коридоре и на кухне.
А бывает, что преподаватели иногда откалывают и не такие фишки. Одна уважаемая преподавательница определила голос студентки как меццо-сопрано, а потом спросила у неё: "а какой бы голос ты хотела?".
Я не понимаю, к чему вообще спрашивать такое, если тип голоса каждого человека формируется ещё до его рождения? Да, если позволяет диапазон и степень развития голоса, меццо может петь партии лирического сопрано и наоборот. Но тип голоса при этом не меняется, меццо остаётся меццо, а сопрано - сопрано. У моего преподавателя по вокалу был ученик, который на первом занятии спел ему
все три партии иностранных гостей из оперы "Садко" - индийского, веденецкого и варяжского. Но это не значит, что тип его голоса менялся в зависимости от исполняемой партии. Просто этот человек обладает большим звуковысотным диапазоном.