Изжила ли себя монархия как форма государства?
Мы живем в современном мире, в котором проистекают различные социальные, экономические и политические изменения, проявляющие значительное воздействие на политическую сферу. Все это, в свою очередь, воздействует на характеристики форм государства.
За прошедшие периоды истории впервые сформировалась подобная ситуация, что количество демократических государств во много раз превысило количество монархий. Но это никак не может означать, что монархия полностью искоренилась и ушла в прошлое. Все это можно объяснить тем, что в современном мире сформировалось такое гражданское общество, которое всячески пытается отклонять любые сословные ограничения. И именно для такого общества применима только демократическая система, и никакая другая система.
В юридическом словаре Бувье издания 1914 года говорится, что "монархия противоречиво отличается от республики", и дается следующее определение:
«Я не могу найти лучшего определения монархии, чем это: монархия - это правительство, которым правит один человек, полностью отделенный от всех остальных членов государства (называемых его подданными); Республикой же мы называем такое правительство, в котором не только существует организм, посредством которого мнение народа или части народа (как в аристократиях) переходит в общественную волю, то есть закон, но в котором также верховная власть, или исполнительная власть, периодически или в установленные сроки (когда верховная магистратура пожизненна) возвращается народу или части народа, чтобы быть вновь переданной другому лицу; или же такое правительство, в котором наследственная часть (если таковая имеется) не является главной и ведущей частью правительства, как это было в Нидерландах.»
Монархия – от древнегреческого языка, «единовластие», данная система отличается сосредоточением всей власти в руках монарха, коими могут выступать - король, император, хан, эмир, султан, шах, передается по наследству и является пожизненной. По мнению известнейшего философа и мыслителя, данный вид правления является одним из наилучших для народа, и монарх, который будет стоять власти не должен иметь корыстный умысел.
Для всех видов свойственны следующие общие признаки:
1. пожизненный срок полномочий, (возможно отречение от власти);
2.правовой иммунитет;
3. передача власти, в основном по наследству.
4. символизм, традиционность, представитель своего народа, общества. В сегодняшнем мире данный признак стал традицией, или вернее сказать символом монархии,
Существует следующая классификация монархии: по объему ограничений и по традиционному устройству.
1. Ограниченная (конституционная) монархия, при которой в государстве имеется конституция, которая ограничивает власть монарха, что он не обладает верховной властью в сфере государственной власти. Юридические ограничения власти монарха могут быть записаны в высших законах государства или в предыдущих решениях, принятых его высшими судебными органами. Существенной характеристикой конституционной монархии является то, что статус монарха не ограничивается только законом. Данный вид монархии проявляет себя в следующих формах:
а) парламентская - это конституционная монархия, в которой монарх имеет небольшую власть над правительством и играет в основном представительную или церемониальную роль;
б) дуалистическая - это конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена конституционными законами и конституцией, при этом монарх фактически и формально сохраняет свою власть (пример: Российская империя (1905-1917), Германия (1871-1918), Япония - 1890-1947, Княжества Лихтенштейн, Монако, Иордания, Марокко, Эсватини).
2. Абсолютная монархия – само название говорит за себя, данной форме правления характерен режим, при котором полностью вся власть сосредоточена в руках одного лица и носит неограниченный, можно даже сказать тоталитарный характер (например: Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ). Данный вид монархия имеет следующие характерные для нее типы:
1. древневосточная, являлась первой в истории формой правления;
2.феодальная, в своей основе подразделялась и опиралась на социальное разделение;
3. теократическая монархия, при данной форме правления вся власть концентрируется в руках церкви.
В нашем современном мире можно встретить конституционную монархию и абсолютную монархию.
По праву, Азия занимает ведущее место по количеству монархических государств. Также к ним можно отнести Японию, Саудовскую Аравию, Бруней, Кувейт, Катар, Иорданию, Бахрейн, Оман, монархические конфедерации - Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты, а также - Таиланд, Камбоджа, Бутан.
В Европе можно встретить монархию в следующих её проявлениях:
-абсолютная форма правления - Монако, Лихтенштейн, Ватикан.
-ограниченная форма – здесь лидирующие позиции занимают Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.
Также монархию можно встретить на территории Полинезии, и Африки, где в настоящее время сохранились и существуют три полноценные монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд и несколько сотен "туристических" монархий.
Однако некоторые республиканские страны вынуждены мириться с присутствием на своих территориях местных монархических или иными словами племенных образований и даже закреплять их права в своей конституции. В данном случае примером могут служить Уганда, Нигерия, Индонезия, Чад. В начале 1970-х годов в Индии и Пакистане были отменены суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, махараджей), однако все равно приходиться признавать их права на существование.
В нашем современном мире насчитывается более 230 государств и самоуправляемых территорий с международным статусом. Из только около трех десятков из них по форме правления являются монархиями.
В западноевропейских странах при современном уровне развития экономики и гражданского общества монархия играет скорее вспомогательную, эффективную роль и в принципе не может оказывать существенного влияния на темпы и характер экономического развития и решения социальных проблем. Но в тотальной оппозиции европейской монархии, являющейся гарантом государственного устройства и общественного строя, на Востоке все происходит наоборот, они часто являются активным участником преобразований.
Монархия в арабских странах значительно отличается от европейских, тем что, религиозный фактор по-прежнему оказывает, достаточно большое влияние. Развитие капитализма во многих странах Востока, такие как индустриализация, создание национального рынка, появление современных классов и слоев, организация развитой сети здравоохранения, образования, упразднение ненавистных форм правительство, началось и осуществляется при очень активной поддержке феодальных правителей. Насколько позволяют имеющиеся национальные ресурсы, они вносят свой вклад в социальные и экономические реформы.
Что самое интересной, проведения реформ не всегда становятся гарантией для развития и выживания монархии. Именно такую ситуацию, можно проследить на примере Ирана. Мохаммед Реза Пехлеви с 60-х годов проводил ряд огромных преобразований, реформ, для того, чтобы превратить Иран в развитую державу, которая сможет соответствовать европейскому уровню. Однако несмотря на многочисленные успехи, города приобретали все более европеизированный вид, но народ сверг его. Причинами такого результата послужили: диктаторское правление, пренебрежение традициями, религиозными вопросами, и нетерпение шаха, подгонявший своих подданных, которые вовсе не имели желания и не были готовы для будущего западного образца. Но на смену свергнутой монархии пришла республика по форме, но по сути - теократия, монархия во главе с религиозным деятелем.
Хочется привести пример опроса общественного мнения, несколько процентов французов, которые сожалеют о том, что у них нет короля. Здесь можно привести высказывание видного английского ученого конца XIX века У. Беджгота: «Главная причина жизнеспособности королевской власти состоит в том, что она - «понятное правление».
В настоящее время институт монархии это не что иное, как форма правления, удобная для верхушки и вполне приемлемая для низов, делающая систему власти более привлекательной своим внешним блеском, лоском, своеобразием.
С учетом всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что такой тип государственного управления, как монархия еще не изжил себя, и будет существовать в политических системах многих стран мира еще не достаточно длительное время. Во многих государствах это целая народная история, его культура, которую просто необходимо ценить, помнить и поддерживать
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: