Сажин Дмитрий Павлович
Сажин Д.П. Подписчиков: 1945
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.2М

Как учителя продвигают странных кумиров из прошлого

91 дочитывание
52 комментария
Эта публикация уже заработала 4,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Как учителя продвигают странных кумиров из прошлого

Скриншот страницы сайта

У автора сей статьи на днях возникла потребность быстро заглянуть посмотреть биографию Жан-Жака Руссо в любом варианте, лишь бы были точные даты рождения и смерти. Первым в поисковике Яндекс стоял сайт образовательной площадки "Образовака".

Как учителя продвигают странных кумиров из прошлого

Скриншот страницы сайта "Образовака"

Поскольку в пору повсеместного распространения онлайн обучения в связи с известными обстоятельствами пришлось опробовать множество ресурсов в сети, то из привычного любопытства посмотрел и этот сайт. Ну и прочитал публикацию о Руссо Ж-Ж. целиком, тем более, что автор публикации на "Образоваке" оказалась не только коллегой, но и землячкой — тоже из Нижегородской области.

Как учителя продвигают странных кумиров из прошлого

Скриншот страницы сайта "Образовака"

И что же такого написала учитель высшей категории про Жан-Жака Руссо, что вызвало к жизни эту статью? Да, на первый взгляд ничего особенного, всё в рамках учебной программы, всё в тренде обязательного, но сдержанного преклонения перед деятелями эпохи Просвещения. И, всё-таки, покоробило это переписывание учебника своими словами с присвоением себе доли авторства. И покоробило вот почему. Вопрос, плагиат ли здесь или компиляция пусть волнует тех, кому принадлежат авторские права на учебники. Беспокоит другое: если уж кто-то взялся за своей подписью публиковать исторические факты, то и ответственность за переписанное враньё и нелепости он берёт на себя. А если учитель транслирует враньё и нелепости, то это совсем беда. Вот отрывки из публикации, внешне безобидные, но вызвавшие возмущение, которое автор этой статьи объяснит тут же. Итак, первая цитата.

Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 года в Женеве. Мать мальчика скончалась при родах, и воспитанием сына занялся его отец Исаак Руссо, работавший часовщиком и учителем танцев. Он много времени уделял образованию маленького Жан-Жака, который с ранних лет пристрастился к чтению. С семи лет вместе с отцом зачитывался трудами Плутарха и однажды даже специально обжег руку по примеру любимого античного героя.
Когда отец повторно женился, 11-летний Жан-Жак был определен в протестантский пансион. Год спустя мальчика передали на обучение к нотариусу, а позже — к граверу. У юного Руссо почти не оставалось времени на самое главное, что он высоко ценил, — чтение. Чтобы иметь возможность читать, он был вынужден всячески лгать и притворяться.

Что сказать? Образцовое начало биографии будущего гения. Вот только есть несколько нюансов. Много времени уделять образованию своего сына Руссо-старший не мог в силу своего разгульного образа жизни. Но зато озаботился, чтобы маленький Жан-Жак научился читать. Читал в раннем детстве Руссо Ж-Ж. действительно много, читал вслух для отца оставшиеся от матери любовные романы весьма фривольного содержания. Иногда читал и другие книги, которые попадались. Поскольку нервы у мальчика были расшатаны таким набором впечатлений, стоит ли удивляться, что он обжёг руку по примеру древнеримского героя Муция Сцеволы? Склонность же к вранью и воровству у него действительно проявилась рано, но с необходимостью найти время для чтения это не было связано. И в пансион его отец пристроил на 3 года раньше, чем в приведённой биографии. Ещё одна цитата:

Жан-Жак Руссо был бедным человеком, и потому не мог взять в жены девушку из богатой знатной семьи. Его супругой стала Тереза Левассер, работавшая служанкой в одной из парижских гостиниц. По происхождению девушка была крестьянкой. Она была необразованной, вульгарной и не соответствовала своему мужу-интеллектуалу.
Тем не менее, Жан-Жак Руссо прожил в этом браке до конца своих дней, став отцом пятерых детей.

При всей своей "бедности" Руссо Ж-Ж. мог неплохо содержать не только свою жену Терезу Левассер, но всю её семью (мать, отца, взрослого брата) и при этом не отягощать себя работой. Объявленный уход из общества и переход к заработку исключительно от переписывания нот в целом так и остались в большей степени благими намерениями, а не реальностью. Руссо, хоть и гораздо реже, но поддерживал отношения и лично, и в письмах со светским обществом. Ну и от спонсорской помощи и доходов из издания своих произведений на самом деле не отказывался. Так что, не имея значительной собственности или ренты, жил он в полнейшем достатке.

Что касается пятерых детей Руссо, то их всех пристроили в Воспитательный дом, а "счастливый" отец никого из них даже в глаза не видел ни разу. Настолько собственные дети были "интересны" великому педагогу, который не смог справиться даже с 2-мя учениками в качестве репетитора.

Читатели могут подумать, что автор ради хайпа собрал все скабрезные анекдоты про великого человека. И, конечно, собрал их из зависти к гению, к знаниям наших учителей,... ещё к чему-нибудь. Не важно. Проверить автора довольно легко, нужно лишь раскрыть автобиографическую книгу самого Руссо Ж-Ж. с говорящим названием "Исповедь" (подробнее можно прочитать об этом здесь), там обо всех этих жареных фактах самим же философом эпохи Просвещения и любимцем учебников и энциклопедий всё подробно изложено. Причём издано было это произведение в СССР достаточно большим тиражом и находилось все эти годы в свободном доступе, как, впрочем, и сейчас. А сейчас и изданий прибавилось, и даже в формате онлайн можно аудиокнигу послушать.

Как учителя продвигают странных кумиров из прошлого

Скриншот страницы сайта "Образовака"

Посмотрел из колоссальной коллекции биографий исторических персонажей на этом сайте и другие, выбрав те немногие, по которым в своих знаниях уверен. Утомлять читателей не стоит, но несколько штрихов добавить нужно. В некоторых, рекомендуемых учителям и ученикам биографиях, авторство не указано. Видимо, это сочинения членов команды сайта. Вот для примера — Кузьма Минин, уж точно знакомый очень многим исторический герой, цитата из биографии, предлагаемой для использования в 7 классе.

Кузьма Минин не мог остаться равнодушным. Созвав собрание, он выступил с пламенной речью на городском совете. Староста призывал жителей Новгорода встать за веру и изгнать заморских захватчиков.

Почти всю публикацию вместо Нижнего Новгорода просто Новгород. Может быть, кому-то и всё равно, но между этими двумя старинными русскими городами расстояние в 1000 км. Да и события, с ними связанные в годы Смуты, не позволяют ни в коем случае их путать. Ну, и если уж соблюдать точность во всём, то поляки никак не могли быть "заморскими захватчики". Между Польшей (тогда Речью Посполитой) и Россией нет морской границы.

И вот такие ошибки были во всех выбранных биографиях. Почему же так происходит, что на сайте, которым пользуются школьные учителя и публикации на котором школьные же учителя и размещают, содержится столько грубейших ошибок? Ответ столь же прост, сколько и удручающ: школьные учителя в массе своей лишены понимания, что история — это наука. Отсюда и такая непростительная небрежность. Восприятие истории у школьных учителей истории, несмотря на регалии и категории, в большинстве случаев, к сожалению, как у обывателя — красивая или не очень сказка о прошлом. Отсюда и вольное отношение к фактам, которое учёный вряд ли допустит. Можно ли после этого всерьёз надеяться на уважительное отношение к истории у учеников? Не уверен.

Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Дзен под заголовком"Как учителя продвигают странных кумиров из прошлого".

52 комментария
Понравилась публикация?
54 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 52
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Правдивая история - она одна, а историографов куча мала. Читал историю России Карамзина. Очень интересный материал. Но находятся историки, которые указывают на некоторые его неточности. Семь лет назад в ВУЗах рекомендовали изучать историю под редакцией А.Н.Сахарова, знаете Вы такого академика-ядерщика. Насколько она правдива? Сравнивать желания не было. Или пример. В пятых классах 15 лет назад были разные учебники русского языка. В каждом классе учебник определенного автора. И в чем разница? Русский язык-то один, как ни крути. Я к чему? Надо капитально перелопачивать систему образования.

+6 / -1
картой
Ответить

Согласна! Школьная программа, особенно история, да и другие гуманитарные предметы, и далее в вузах всегда были политизированы. По литературе подборка также в стиле "линии партии". Недаром есть выражение, что "Россия - страна с непредсказуемым прошлым". А что касается всякого рода исторических неточностей, то в настоящее время качество " страдает" во многом, система однако.

+7 / 0
Ответить

В 90-х в истории для 2-го класса в разделе о Космосе сначала описаны достижения американцев, а уже после чуть-чуть о космонавтике в СССР. Про Ленина написали, что это политический деятель, который сидел то в тюрьме, то был в ссылке. Про Сталина, что он занимался геноцидом советского народа. Всё, только это.

+9 / 0
Ответить

Да, было такое.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Не забудьте, что всегда свою лепту в нашу историю вводил Запад.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
14.12.2022, 13:44
Санкт-Петербург

Академик-ядерщик - это Андрей Дмитриевич Сахаров, совершенно другой человек. Хотя и историка-академика Сахарова Андрея Николаевича есть свои проколы, например, с протежированием проходимца Понасенковым.

А вот Карамзин не был историком, хотя и очень образованным человеком. Да и цель его труда не столько научная, сколько воспитательная, о чём он сам и говорил в начале книги.

+5 / 0
Ответить

Дмитрий Павлович. Мне очень нравится трехтомник Нечволодова. Очень интересные книги. И позиции с Куприным н совпадают. Сколько людей - столько мнений. Истина посередине.

+1 / 0
Ответить
30.12.2022, 04:51
Санкт-Петербург

Истина может быть только одна, но во всей своей полноте истина только у Бога. Человеку свойственно ошибаться, но когда начинается осознанная ложь, это уже нельзя считать мнением.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Из искры (невежества) возгорается пламя (необразованности). Всё в рамках классического высказывания.

+7 / 0
картой
Ответить
10.01.2023, 05:29
Санкт-Петербург

В точку

+3 / 0
Ответить

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
12.12.2022, 19:01
Долгопрудный

Спасибо автору за интересную информацию. С удовольствием поддержала вашу статью. Всегда рада вам и взаимной поддержке

+3 / 0
картой
Ответить
14.12.2022, 13:45
Санкт-Петербург

И Вам спасибо большое за комментарий и поддержку.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
10.01.2023, 05:31
Санкт-Петербург

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

+3 / 0
картой
Ответить
10.01.2023, 05:34
Санкт-Петербург

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Да, сложно всё с изТорыей))))

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (52)

Совращала школьников и принуждала их к сексу! Американскую учительницу приговорили к 10 годам заключения

Школа - неотъемлемая часть социализации каждого ребёнка! Сегодня стало известно о поимке совратительницы несовершеннолетних. Молодая женщина, тридцати лет, заменяла учителя средних классов, но вместо того,

Руссо, или Искусство раздавать советы, которыми не пользуешься сам

Дочитала недавно Жан-Жака Руссо. Интересно и тяжеловесно. Но вот терзают мою душу смутные сомнения. Имеет ли вся эта писанина смысл? Объясню. Человек, написавший фундаментальный труд «Эмиль, или О воспитании»,

12 лет в школе, это много или мало?

Последний месяц, все чаще звучат голоса о переводе среднего школьного образования на 12 летней срок обучения. Решение ещё не принято, идёт анализ ситуации.

Утро из Саратова

Город славится своей уникальной архитектурой, богатой историей купеческого города, а также своей ролью как «хлебной столицы» и центра производства пшеницы и подсолнечника.
00:17
Поделитесь этим видео