Беспилотные аппараты, атаковавшие ВМФ России в Севастополе. Давайте разбираться!
Ранним субботним утром - 29 октября 2022 года главная российская военно-морская база Черноморского флота в Севастополе, была атакована, в этот раз не только воздушными, но и морскими беспилотниками. В этой связи, от постоянных зрителей мне тут же посыпались просьбы рассказать о том, что это за морские беспилотники и как они устроены.

Сейчас уже мало кто вспомнит, что за месяц с небольшим, до этого события военно-морская база в Севастополе уже подвергалась подобной атаке, которая правда в тот раз была менее масштабной. В ней тогда участвовало два таких катера, один из них почему-то взорвался на подходе к базе, другой же по какой-то причине потерял ходы управления, в результате чего его прибило к берегу.
Именно благодаря этому я и смогу сегодня поведать некоторые подробности технического устройства катеров этой серии. Но поскольку только этот рассказ сам по себе был бы очень короток я его исполнил небольшим экскурсом в историю взрывающихся и телеуправляемых катеров.
Радиоуправляемые катера испытывались в Советском Союзе еще в 1930-е годы и в самом начале сороковых, тогда системы радиоуправления устанавливались на катера серии ша-4 и G5 разработанных в ЦАГИ в конце 20-х годов под руководством знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.
Но те советские радиоуправляемые катера были не лодками начиненными взрывчаткой, а полноценными многоразовыми торпедными катерами. Выходя на рубеж атаки, они по радио-команде выпускали торпеды, после чего по таким же радиокомандам возвращались на базу, но у таких катеров был большой недостаток, крайне низкая точность торпедных ударов. Дело в том, что управление катерами осуществлялось летающей лодкой mbr2 и нацеливание торпед на корабли противника производилась не с торпедного катера, а с достаточно удаленного от него гидроса.
Этот недостаток еще в 40 году верно подметили в японском морском атташе, капитан первого ранга Ямогучи, который был однажды приглашен на маневры Черноморского флота. Вернувшись в Японию, в апреле 42-го он в своем рапорте на имя Адмирала Ямамото, предложил создать такие же радиоуправляемые катера как у русских, но невооруженные торпедами, а начиненные взрывчаткой считая, что таким образом увеличатся и процент попаданий и наносимые кораблям противника повреждения.
Но радиоуправляемую систему тогдашние японцы довести до ума не смогли и в 1944 году решили вместо установки в этот катер радиооборудования отправлять за штурвал человека. С Апреля 1944 по июль 1945, японцы сумели произвести 6157 таких аппаратов. Некоторые из них даже были двухместными. Второй член экипажа был оператором крупнокалиберного пулемёта. Правда эти катера были малоразмерными, и потому каждый из таких катеров содержал в себе взрывчатого вещества меньше, чем в тогдашней японской торпеде.
Дело в том, что японские торпеды имели калибр не 533 а 610 мм и каждая торпеда содержала не 300 и даже не 327, а все 490 кг взрывчатки. На этих же японских катерах длиною в 6.50 метра и шириной 86 см. Результаты применения всей этой Армады оказались весьма скромными за весь остаток Второй мировой войны. С их помощью было потоплено четыре судна и ещё трём были нанесены повреждения, правда здесь нужно сказать, что в деле создания взрывающихся катеров японцы отнюдь не были первыми.
Еще в первую мировую войну, германцы построили 17 таких катеров, которые управлялись по разматываемой бобины по электрическому кабелю, один из этих 1712 изделий, из этой серии 28 октября 1917 года даже попал в борт британского корабля Эрибас. Но содержавшегося на борту катера 700-килограммового заряда для потопления столь крупного и толстобронного корабля оказалась недостаточно и военный корабль остался на плаву и даже не потерял хода.
Во вторую же мировую войну, первыми взрывающиеся катера применили итальянцы 26 марта 1941 года. Два итальянских взрывающихся катера атаковали британский крейсер Йорк и нанесли ему тяжелые повреждения. Рулевые этих катеров успели выпрыгнуть в воду за 50 метров от места их попадания в борт британского корабля. Они были выловлены из воды англичанами и попали в плен. После окончания Второй мировой войны, взрывающиеся человекоуправляемые катера пытались использовать еще в некоторых странах и среди этих некоторых стран был даже Израиль.
Правда, в израильских взрывающихся катерах типа подчан рулевые, направив катер к цели и заклинив рули, катапультировались как из самолета и потому ни один из подчаннов применявшихся во время войны судного дня в цель так ни разу и не попал. В конце же Ирано-иракской войны, много шуму наделали иранские взрывающиеся катера. Вопреки тогдашним утверждением СМИ, управляли этими катерами, тоже не смертники, как и в израильском аппарате, иранской рулевой, также заклинивал рули после чего соскальзывал с катера на водном мотоцикле.
Последними же катерами управляемыми смертниками были катера Тигров. Освобождение Томил-Илама, как и у некоторых японских разработок эти Томильские катера также состояли из двух смертников, а второй член экипажа также был вооружен крупнокалиберным пулемётом.
Эра уже успешного применения без экипажных катеров совсем недавно открыли йеменские Хуситы 30 января 2017 года. Аравийский Фрегат Аль-мадина, подвергся относительно успешной атаки хусицкабакатера, тогда поначалу СМИ также сообщали будто Фрегат был атакован смертниками. Тем не менее, скоро выяснилось, что катер был телеуправляемым. И вот теперь телеуправляемые взрывающиеся катера появились и на Чёрном море.
Эти беспилотные средства доставки взрывчатки используют двигатели. Водомётный двигатель от канадского водного мотоцикла Сиду производимого авиастроительной фирмой Бомбардье. Собственно говоря, двигатель там всё тот же, несколько модифицированный Ротокс, базовая модификация которого устанавливается на байрактары, на некоторые другие беспилотники, а также на множество легкомоторных самолётов.
Управление этим взрывающимся катером осуществляется по телевизионному каналу, передающемуся через ретранслятор находящийся либо на СПУ, либо на крупном беспилотнике. При этом, оператор видит картинку так, будто бы он сам находится на этой посудине. Помимо оптического диапазона, изображение может быть представлено и в инфракрасном, что позволяет применять аппарат ночью, в тумане или туманной ночью. По предварительным прикидкам в корпусе катера должны помещаться примерно те же самые 250 килограммов взрывчатки, что имелись на старых Японских беспилотных катерах.
Катер имеет семиметровую длину и двухметровую ширину, правда по свидетельствам тех, кто осматривал не взорвавшийся аппарат, непосредственно перед тем, как его по-настоянию местных властей, прямо на месте подорвали саперы. В носовой части этого аппарата взрывчатки имелось всего лишь примерно 60 кг, скорее всего из-за того что применялись катера на большом удалении от базы. Поэтому часть объема предназначенного для взрывчатки пришлось заполнить топливом.
Будут ли продолжаться подобные атаки?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты