ПРЫГАЮЩИЙ МОСТ (ЗАГАДКИ СТРОИТЕЛЬСТВА)
ПРЫГАЮЩИЙ МОСТ (ЗАГАДКИ СТРОИТЕЛЬСТВА)
Строительство, реконструкция, реставрация и эксплуатация любых строительных зданий или объектов требуют соответствующего научного и экспертного сопровождения. Причём, неважно, огромный ли это производственный корпус, или частный двухэтажный дом на личном подворье. Стоимость сопровождения не идёт ни в какое сравнение со стоимостью самого объекта строительства, а ошибки строителей, использование бракованного материала или изделия, нарушения технологического процесса могут привести к необходимости дорогостоящих переделок, или, даже, невозможности эксплуатации здания или сооружения. Потери будут колоссальными. Особенно актуальным это стало в настоящее время, когда квалификация исполнителей на всех уровнях резко снизилась по всем известным причинам, а объёмы и темпы проведения работ стремительно возрастают.
Для сложных производственных объектов, многоэтажных жилых зданий, производственно-геологических территорий, научное сопровождение является обязательных, хотя, конечно, находятся недобросовестные подрядчики, старающиеся неоправданно ограничить такие затраты, перекладывая всю дальнейшую ответственность (а с нею и материальные затраты) на эксплуатирующие организации, или физические лица. Бывает, обман удаётся, спустя короткое время бетон конструкций начинает крошиться, дорога проваливается, частный дом «плывёт» в овраг, или перекашивается. Владелец объекта в ужасе бросается к строителям, но акты подписаны и те дают ему «от ворот – поворот»: знать ничего не знаем, ведать ничего не ведаем. Остаётся одна дорога – к строительным экспертам.
Май 2010 года, миллионный промышленный Волгоград, протянувшийся на 100 км вдоль Волги. На противоположном берегу реки также промышленный 350-ти тысячный город Волжский. Между двумя городами многочисленные хозяйственные и социальные связи. В качестве транспортной артерии в XX веке на этом участке Волги использовались только плотина Волгоградской ГЭС и Императорский (!) железно-автодорожный мост в Ульяновске. Слишком мало для развития поселений, поэтому в 1986 году началось строительство новой магистрали, призванной снять острейшие транспортные проблемы – двух рядом расположенных автодорожных мостов, по каждому из которых предполагалось односторонне движение. Движение автотранспорта по плотине предполагалось ограничить, а то и вовсе закрыть, для капитального ремонта сооружений ГЭС. Ввиду вечной нехватки средств, было решено возводить мосты по очереди, и первый начал функционировать в 2009 году, в режиме двухстороннего движения.
В приволжских степях часто дуют очень сильные ветры и вскоре автомобилисты стали замечать вибрацию, а затем сильные колебания моста. Очень скоро транспортный объект получил прозвище «прыгающий мост». Явление постепенно нарастало, и в мае 2010 года очевидцы отсняли кадры, когда едущие легковые автомобили подбрасывало на 1-1,5 метра вверх и разворачивало на 1800.
Разумеется, мост немедленно закрыли, выяснением причин начали заниматься самые опытные специалисты. Макет моста продули в аэродинамической трубе и выяснили, что при сильном ветре конструкция входила в резонанс и начинала подкидывать движущиеся автомобили. Почему не выяснили это раньше, в период проектирования? Неужели не догадались провести аэродинамические испытания? Разумеется, проводили, но на полном объекте, когда функционировали два задуманных по проекту транспортных сооружения. И никаких вредных колебаний не обнаруживалось. Ветровые потоки перераспределялись и «гасились», не доводя конструкцию до опасных резонансов.
Выход нашли, радикально ограничив скорость движения по мосту. К тому же, движение автотранспорта по плотине ГЭС пришлось восстановить. Прямые и косвенные финансовые потери, судя по всему, никто даже не пробовал подсчитать. Зато здорово «сэкономили» на поэтапном строительстве, на научном сопровождении проекта.