Воспоминания об СССР. 4 суровых сельских автобуса из СССР, о которых страшно вспомнить. История из жизни во времена СССР.
Добрый день гости и пользователи сайта. Сегодня хотел бы с вами обсудить такую ностальгическую тему как общественный транспорт во времена СССР, а именно в этой статье речь пойдет про такой вид транспорта как автобусы. И так начинаем, какие же автобусы существовали в СССР.

Как все мы помним в сельской местности в СССР практически отсутствовало асфальтобетонное покрытие. Дороги преимущественно были глинистые или грунтощебень, а в распутицу эти так называемые дороги СССР превращались в сплошную кашу. Поэтому проходимость у автобусов была в приоритете, чем комфорт пассажиров.
При этом уровень пассажирского комфорта такого «скотовоза», созданного на базе грузового шасси, был минимальным и мало чем отличились от условий поездки в кузове грузовика.
В основном такие автобусы в СССР были предназначены для подвоза доярок на фермы, доставки рабочих, односельчан в соседние села, а иногда и в города «за покупками». , Эти автобусы были отраслевыми и принадлежали государству и совхозам, но использовались и как рейсовые автобусы.
По сравнению с таким автобусом в сельской местности луноход ЛиАЗ-677 в городе с его звенящими бутылками показался мне пределом комфорта.
1. КаВЗ-685 (1971-1993)

Автобус Курганского автозавода СССР с передним капотом грузовика ГАЗ-53 имеет 21 место и стал одним из главных рабочих поселков в СССР. Пассажирская дверь не открывалась автоматически, как у ПАЗ, а потолок был низким. Под капотом был спрятан его ЗМЗ, его двигатель в 115-120 л.с. прожорлив, но в условиях плановой экономики СССР это мало кого заботило. Внешний вид автобуса был старомоден еще для 70-х годов.
Часто этот автобус в СССР был секторным и использовался нефтяными, угольными компаниями и т.п. для перевозки вахтовиков.
шасси было жестким. Зимой печка грела довольно слабо сзади, хотя и лучше других автобусов в этой статье. Высота от земли до нижней ступеньки - 50 см.
2. ПАЗ-672 (1967-1989)

Этот автобус выпускался на Павловском заводе под Нижним Новгородом СССР и предназначался для маломестных пригородных маршрутов. ПАЗ-3201 имел полноприводную версию для бездорожья.
данная модель автобуса была оснащена двигателем ЗМЗ мощностью 115 л.с. Шасси было позаимствовано у его грузовиков ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Автобус был жестким, его все время трясло во время движения, а зимой было так холодно, что стекла в автобусе не оттаивали. Пассажиры, сидящие на задних диванах, даже взлетали к потолку на небольших кочках, из-за отсутствия амортизации. Из-за плохой вентиляции летом в автобусе была невыносимая жара. Комфорт было не главное в СССР, самое главное было вовремя добраться до работы, а то могли лишить премии.
Расстояние от земли до низа двери аудитории составляет 45 см, что сложно для пожилых людей.
3. Кубань Г1 (1967-1993)

Устаревший автобус в СССР, который назывался не иначе как «бурбухайка», был построен на Краснодарском механическом заводе СССР на шасси его грузовика ГАЗ-52, а позже и его ГАЗ-53. Его легко узнать по выступающему «переду».
Часто использовался как передвижной магазин, библиотека, музей и т. д. для нужд министерств культуры СССР в труднодоступных населенных пунктов по всему СССР, но было и много 21-местных пассажирских версий.
Двигатель находился рядом с водителем и из 75 л.с. он имел мощность 120 л.с. При переделке. Машина была неприхотливой и простой в обслуживании, но очень дубовой в пути, козлиным передком, плохим обогревом салона.
Залезть в него было непросто — кроме узкого входа, скошенного колесными арками, нижние ступеньки находились на высоте около 50 см от земли.
4. ПАЗ-3205 (1989- н.вр.)

Эпизод из детства. Кто из детей в СССР не катался зимой цепляясь сзади за автобус, все дети СССР это делали. Я вот в один прекрасный день, как всегда с парнями зацепились за автобус и покатились, но произошла досадная ситуация, В СССР дороги хоть и не чистились практически, но в тот день мне не повезло. Я был в валенках и при трении об асфальт они практически стерлись. Конец был печальных, дома меня уже ждало наказание.
В 1990-х годах его использовал в основном городской муниципалитет, но до сегодняшних дней данных автобусов практически не осталось на маршрутах.
Всего в СССР было выпущено более 112 000 шт. данной марки.
Первоначально предназначенный для работы в колхозах СССР, но с более чем 125 000 автомобилей, допускающих модификации, этот автобус по-прежнему является наиболее используемым в России. Он стал заменять свой ПАЗ-672, а его ПАЗ на 23 места до сих пор заменял большие автобусы и микроавтобусы в Архангельске, Белгороде, Кемерово, Якутске и других областных городах.
Для входа нужно подняться на три ступеньки (клиренс нижней ступеньки 40 см), а сзади в салоне зимой всегда холодно. При езде сильно трясет.
В эксплуатации у автобусов слабые тормоза, проблемы с газом и электричеством, часто случаются пожары.
Мнение автора
Конечно, комфортной поездкой это было назвать сложно. Автобусы в СССР в основ были созданы на проходимость по различным грунтам. Все таки в СССР и в современной России хорошо только научились делать только танки, а не гражданский транспорт.
А вы помните свой автобус на котором ездили в школу?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
А я еще раз скажу, в СССР жили не люди, а монстры или гегемоны.
А я к кому отношусь? Наверное к зоошизе! Это особо живучая прослойка, неубивпемая
Тоска многих граждан России по СССР - это не столько искреннее желание вернуть прошлое, сколько неудовлетворенность настоящим и страх перед будущим, считает Федор Крашенинников.
Опрос об отношении граждан России к СССР способен произвести самое удручающее впечатление. По крайней мере на того, кто не любит СССР и не жалеет о его распаде. 75 процентов граждан России считают советский период истории едва ли не "золотым веком", и совсем немногие помнят пустые прилавки и "железный занавес". Как тут не расстроиться?
Но если посмотреть на данные опроса внимательнее, то ситуация вовсе не так печальна. Во всяком случае, вернуться на советский путь развития считают правильным только 28 процентов участников опроса. Это некая весьма расплывчатая мифология, в которой каждый пытается найти то, чего ему не хватает: социальную справедливость, предсказуемость или просто здоровье и молодость. В обществе же, где большинство активных избирателей составляют люди старших возрастных групп, логичнее рассказывать о славном прошлом, когда небо было синее, трава зеленее, а мороженое вкуснее. Лично меня такая настольная не трогает.
А что так.все Россия сегодня тоже живем СССР временам создавщим производст...
Я обожаю все эти автобусы! Это же из моего детства, из лучшего времени жизни. Жаль, что тут нет ни слова про ЛиАЗы с автоматическими коробками передач, жрущими 20 литров на сотню и про львовские автобусы (не помню как они называются), у которых была мощнейшая система кондиционирования. Настолько мощная, что из сопел постоянно текла вода на голову!
Поддерживаю вас!
ЛАЗ он назывался, Львовский автомобильный завод.
Родня
Автор слов: Леонид Сергеев
Автор музыки: Леонид Сергеев
По дороге быстротечной
На лошадке типа "ЛАЗ"
Мимо станции конечной
Удаляюсь я от вас.
Полугрешный, полусвятый,
Чистокровно сам не свой,
Ох, ребятушки-ребята,
Долго еду я домой.
Припев: А где мой дом, что в доме том?
Горит очаг, трещит свеча.
Там у огня сидит родня,
Сидит родня и ждет меня...
А, ну вот, видите! Не даром я забыл как он называется, потому что он так и называется.
Замаскировался....а кусок говна закинул....
У вас что-то с восприятием, уважаемый. Есть проблема.
672-й ПАЗ никакой не "суровый". Обычный автобус для дорог низких категорий, несильно уступавший 3205. Гораздо большим позором сейчас является долгожительство 3205 и его производных, чем "суровость" "Кубани" или 672-го. Особенно когда вместо привычных 280-х на маршруты выходит недоразумение с индексом 3205 или 4234. Вот это "суровость". Да и шаг назад тоже.
Спасибо за интересную публикацию! Сейчас живу в деревне. Иногда езжу на автобусе. Пазики лучше, чем современные. В них больше места.
Но в них трясет, как на бетономешалке, особенно сзади
Представляю... Я только от Чудова до Новгорода проехалась, стоя, в плотном окружении пассажиров... И то, ноги к концу поездки одубели! Видимо не только "гробиком" за доставку гробов на кладбище его ток обозвали, а и за зимнее умораживание всех в салоне
Ну, так чего удивляться-то? С завода. Удивительно, что вообще доехали.
Мы, в свое время, все новые машины "скорой помощи" на базе УАЗа, полученные с завода, перебирали "до винтика", и всегда обнаруживались "косяки". Вплоть до "глухих" масляных каналов в двигателе (правда, таких было только 2 раза). А уж отсутствие смазки в ступицах, масла в КПП или раздатке, забитые кувалдой болты - это было в порядке вещей.
Ехал я зимой в КаВЗ, у водителя к перегородке хомутами был прикручен баллон 23л. с редуктором и над ним инфракрасная горелка. Очень даже тепло было. И вообще мне этот автобус нравился. У нас раньше с работы на таком развозили, т.к. окончание её было в 22ч. , а с общественным транспортом в это время был напряг.
Ну, на пригородных маршрутах работали, в основном, 695-е ЛАЗы, а в городах, где были "венгры" - и "Икарусы" тоже. И в этом контексте они были не менее "сельскими"
В городках с населением 10-15 тысяч "Икарусы" тоже часто были, и 260-е регулярно (особенно по выходным) ходили за город.
"Кубань" была строго ведомственным автобусом, да и 685-е КАвЗы, в общем, тоже. 685-е, если те были в районных АТП, на маршруты почти не выезжали, будучи служебными. Если только план перевозок горит, а выпуск по разным причинам другими автобусами не закрыть.
Да и 672-й ПАЗ никакой не "суровый". Обычный автобус для дорог низких категорий, несильно уступавший 3205. Гораздо большим позором сейчас является долгожительство 3205 и его производных, чем "суровость" "Кубани" или 672-го. Особенно когда вместо привычных 280-х на маршруты выходит недоразумение с индексом 3205 или 4234. Вот это "суровость". Да и шаг назад тоже.