Как русские спасают старые деревянные здания от ветхости

Деревянные дома почти ушли в прошлое, и многие из них признаны историческими памятниками и нуждаются в сохранении. Чтобы спасти это архитектурное наследие, волонтеры проводят фестивали реставрации деревянных зданий в городах и поселках по всей России.
Старые деревянные дома, построенные из многовековой древесины и украшенные резными наличниками и башенками, сохранились до наших дней во многих городах России. Они особенно примечательны в бывших торговых городах Поволжья и Сибири, хотя многие из них отчаянно нуждаются в надлежащем обслуживании и реставрации. Жители Самары решили подать пример: именно там в 2015 году сформировалось сообщество людей, которые за свой счет восстановили несколько фасадов в центре города. Они назвали свою инициативу ‘Фестиваль Тома Сойера’ - помните, как персонаж Марка Твена привлекал соседских мальчишек к побелке забора таким образом, чтобы они относились к этому не как к работе, а как к развлечению?

Право на город
“Наш фестиваль посвящен не столько домам, сколько людям”, - говорит Татьяна Суркова, федеральный координатор сообщества. “Для нас важно показать своим примером, что каждый имеет право на свой город и что существует формат, при котором люди могут что-то сделать сами”.
Все началось в 2015 году. В то время Татьяна работала над местным журналом вместе с историком и главным редактором Андреем Кочетковым. Они писали статьи, проводили экскурсии и “рассказывали о заслугах Самары перед жителями Самары”.
“У нас была удручающая ситуация: было много деревянных зданий, и все они разрушались”, - говорит Татьяна. “А потом Андрей вернулся с‘Форума живых городов’ в Ижевске с идеей, что мы могли бы пойти и покрасить их сами”.

Первым проектом, который они выбрали, были три дома на улице Льва Толстого в историческом центре. Они не были включены в список объектов культурного наследия, поэтому для ремонта их фасадов не требовалось специальной лицензии.
Они написали о своей инициативе в журнале, пригласив всех желающих принять участие. “В первый же день мы получили заявки от 50 волонтеров с предложением помочь”, - вспоминает Татьяна. “Результат поразил нас. О нас писали другие СМИ, и люди из других городов связывались с нами, говоря, что хотят сделать то же самое ”. Даже финский актер Вилле Хаапасало, который в то время снимал документальные фильмы о путешествиях по России, принял участие в фестивале.

Конечно, вы не можете просто прийти и перекрасить фасад. Сначала мы обошли все дома, чтобы получить письменное согласие жителей, показали проект городской администрации (что означает, что нам пришлось прибегнуть к услугам профессиональных архитекторов и реставраторов) и искали партнеров для закупки строительных материалов. Был проделан огромный объем работы.
На следующий год к Самаре присоединились Казань и Бузулук (Оренбургская область), а еще через год была организована первая ‘Школа фестиваля Тома Сойера’ для обучения будущих региональных координаторов.
Место вдохновения
“В течение нескольких лет я наблюдала за фестивалем, проходящим в Казани, и в конце концов пошла учиться на координатора”, - говорит Любовь Егорычева из города Набережные Челны в Татарстане. “Наш город промышленный, но в 30 км от нас находится торговый город Елабуга, где мы часто бываем в выходные дни и который мы находим вдохновляющим местом”.

А в 2021 году Любовь нашла единомышленников-энтузиастов в Набережных Челнах, которые очень заинтересовались идеей реставрации фасадов зданий в Елабуге, городе с тысячелетней историей. “Мы начали с одноэтажного дома на Спасской улице в центральной части города. Само по себе это здание не является важным с точки зрения культурного наследия, но оно стоит рядом с важными зданиями ”.
Команде удалось не только договориться с нынешним владельцем здания, но и связаться с потомками купцов, которые владели им более 100 лет назад. Они даже раскопали старые фотографии, сделанные до революции 1917 года.

“Нам потребовалось два сезона, чтобы отремонтировать здание, так как нам пришлось ехать из Набережных Челнов, и реально работать над ним можно было только в выходные дни”, - говорит Любовь. “Мы получили помощь от администрации и музея Елабуги, но, к сожалению, местные жители тогда были просто наблюдателями”. Около 70 человек приняли участие в работе над этим единственным зданием в течение двух сезонов. И теперь Любовь и ее команда рассматривают, какое здание взять под свою защиту в 2023 году: “Мы хотим достучаться до горожан, чтобы это стало чем-то важным и для них”.
Главная цель - подать пример

К настоящему времени такого рода “фестиваль восстановления исторической среды” по крайней мере один раз проходил в 75 городах России (и даже в городе Каракол в Кыргызстане), и подобные мероприятия регулярно проводятся примерно в 40 городах. Теперь у фестиваля есть партнеры - в основном строительные компании, которые бесплатно поставляют инструменты и материалы. Городские администрации часто помогают с вывозом мусора, предоставляют строительные леса или выплачивают небольшие пособия добровольцам.
За это время было выполнено 169 проектов по реставрации, и еще 17 находятся в стадии реализации. В некоторых городах работы ведутся на двух или трех зданиях в течение летнего сезона (который в России длится всего три-четыре месяца или даже меньше), в то время как в других городах возможно строительство только одного здания. Помимо зданий реставрируются остановки общественного транспорта советской эпохи, мозаика, ворота и заборы.

Святослав Коновалов, профессиональный историк и член Омского (Сибирского) отделения Общества охраны культурного наследия, говорит, что реставрация деревянных зданий в его городе - всего лишь логическое продолжение его собственной работы. Он и другие энтузиасты-единомышленники построили свое первое здание в 2018 году. Сейчас уже завершено четвертое такое здание. “Здание должно привлекать много общественного внимания, чтобы быть интересным для большого количества людей. Должен быть какой-то романтический "пункт продажи", - говорит Святослав. “В течение этого сезона мы восстановили потерянную башню. Для проекта мы привлекли к услугам инженера, который разработал для нас планы, чтобы убедиться, что башня не упадет ”.

В зависимости от погоды каждый день на место проведения реставрационных работ приезжают от четырех до 15 волонтеров. Никаких особых навыков не требуется - кроме желания присоединиться, говорит Святослав. “Я сам занимаюсь реставрацией и могу объяснить людям, как правильно выполнять ту или иную работу”.
Он говорит, что общество не ставит перед собой цель отремонтировать все старые здания. “Главное - подать пример и вызвать чувство солидарности у владельцев исторических зданий и внедрить идею о том, что они владеют не ветхими старыми строениями, а частью культурного наследия с огромным потенциалом”.
Понравилась статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Молодцы