Виктор Васильевич Иванов
Виктор В.И. Подписчиков: 107
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 24

Дом самолёт

16 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,72 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Дом самолёт

20-30-е годы прошлого века по праву считают «золотым веком» советского конструктивизма – всемирно известного направления человеческой деятельности, включающего литературу (Маяковский, Бурлюк, Хлебников), изобразительное искусство (Татлин, Малевич, Кандинский), а также архитектуру. В этом направлении в СССР работали всемирно известные зодчие: Мельников, Гинсбург, Иофан, братья Веснины, Голосов и другие. К сожалению, до наших дней сохранилось очень небольшое количество исторических архитектурных объектов.

К шедеврам конструктивизма относится «Дом самолёт» на Фрунзенской набережной Москвы. В 1927 году в СССР был организован Государственный научно-экспериментальный институт гражданских, промышленных и инженерных сооружений (ГИС), в котором трудились легендарные архитекторы: Щусев, Гинсбург, Иофан. Институту, как центру по изучения вопросов строительства требовались открытые выставочные площадки для демонстрации передовых технологий и оборудования, обмена опытом. На первом этапе временная экспозиция была открыта в Парке Горького в 1929 году, но очень быстро в институте осознали необходимость создания постоянной строительной выставки.

В 1931 году была выбрана территория на Фрунзенской набережной, площадью около 20 гектаров. Ранее на этом месте располагалась мусорная свалка и участок был свободен от жилой застройки. Главный объект выставки – Центральный павильон, проектирование которого было поручено творческому объединению «Братья Веснины», архитектором был назначен А.П. Корбут-Смирнов. По некоторым сведениям, он стал формальным исполнителем, в реальности проект Центрального павильона разрабатывал ректор Архитектурного института, профессор Г.М. Людвиг, известный теоретик русского авангарда.

Конструктивисты часто использовали в своих творениях символические образы: корабли, тракторы, паровозы и т.д. Для главного павильона первой Всесоюзной постоянной строительной выставки Людвиг выбрал самый передовой технологический символ того времени – самолёт. В плане здание представляло собой крест – раскинутые крылья, удлиненный фюзеляж с притупленной кабиной. Именно в этой части должен был располагаться главный вход в здание, украшенный монументальным бетонным панно с фигурами сталеваров (автор барельефа – скульптор Исаак Менделевич, ставший впоследствии лауреатом Сталинской премии).

Строительство выставки было закончено в 1935 году, здесь разместили экспонаты, посвящённые первому комплексному плану реконструкции Москвы (так называемому Сталинскому плану реконструкции). По этому грандиозному плану радильно-кольцевая структура города совмещалась с кольцевыми и радиальными магистралями, с созданием новых городских районов и реконструкцией центра столицы. В предвоенные годы план был реализован лишь частично, но вполне можно сказать, что сегодняшнее преобразование Москвы развивает его положения. Экспозиция была постоянной, а в 1937 году, к 20-летию Октябрьской революции была дополнена выставкой «Индустрия социализма».

Кстати, парадный вход со стороны Фрунзенской набережной был открыт лишь в 1951 году. Выставка на этой территории функционировала до 1958 года, когда её объединили с ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, с 1959 года – ВДНХ, с 1992 года ВВЦ). В 1958 году всю территорию с главным павильоном передали в введение Министерства среднего машиностроения, занимавшимся оборонными заказами в ядерной области. Об этом периоде существования исторического здания известно немного, ввиду закрытости организации «Изотоп», занимавшей это помещение. Скорее всего, здесь работало специальное КБ (конструкторское бюро), поскольку никаких следов радиоактивности здесь не обнаружено. Да и место для исследовательской деятельности ни по подготовленности и небольшому размеру территории, ни по строгим требованиям организации охраны к предприятиям ВПК никаким образом не подходило. По указанным причинам Минрсредмаш особого интереса к развитию переданной территории не проявлял, и в 1992 году участок был передан Госстрою России, организовавшему здесь «Российский научно-информационный выставочный центр по архитектуре и строительству «Росстройэкспо».

Казалось бы, справедливость восторжествовала, вновь открылась строительная выставка. Однако, небольшая площадь не позволяла организовать серьёзные экспозиции оборудования и техники, а старое историческое здание центрального павильона требовала постоянного ремонта и реставрации. Для Госстроя России средства были не то, чтобы большими, но они входили в категорию нецелевых расходов, поэтому организация реставрацией исторического здания заниматься не имела права.

Со временем информационная деятельность «Росстройэкспо» начала угасать, и выставка превратилась в банальный строительный рынок. Но в центе рынка возвышался исторический объект федерального значения, не подлежащий сносу или реконструкции. Состояние павильона было очень плохим. Полноценным фундаментом здание не обладало, так как строилось для временного использования, внутренние помещения бездумно перестраивались во времена размещения здесь КБ «Изотоп». Исторический статус, к счастью, защитил Центральный павильон строительной выставки от сноса и разрушения, а соседство корпусов Министерства обороны – от случайного или намеренного поджога.

Желающих получить под застройку территорию в элитном Хамовническом районе, на берегу Москвы-реки было предостаточно, но условия реставрации исторического объекта, выдвинутые Москомархитектурой были жёсткими. На них согласилась компания «Интеко», созданная в конце 90-х годов Е. Батуриной, женой бывшего мэра Москвы Ю. Лужкова (сегодняшний владелец компании – банк «Траст»).

В апреле 2022 года Архсовет столицы одобрил проект строительства элитного жилого комплекса на территории выставки «Росстройэкспо». По словам Главного архитектора Москвы С. Кузнецова, здесь будет сохранена историко-градостроительная среда начала ХХ века и конструктивистский «Дом-самолёт». Как правило, вход на территория элитных жилых комплексов ограничивается для посторонних лиц. Главный архитектор города сообщил следующее: «Эта территория частная, и по умолчанию она огораживается. Но позиция города и Москомархитектуры такова, что на больших проектах и больших территориях мы стараемся сохраниться свободный доступ для всех, а не только собственников и пользователей комплекса. Это важная часть градостроительной политики».

Подготовительные работы по реставрации объекта культурного наследия «Дом-самолёт» уже начались.

Понравилась публикация?
9 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

В 1980-х Рикардо Бофилл построил во Франции жилой комплекс Les Espaces d’Abraxas, стиль которого определил как «современный классицизм».

Les Espaces d’Abraxas: творение Рикардо Бофилла и его современный классицизмВ 1980-х годах во Франции появился уникальный жилой комплекс под названием Les Espaces d’Abraxas,

Готическая архитектура какая она?

Путешествие в мир Готической архитектуры.Представьте себе, что идете по таинственной тропе, окруженной густыми лесами, и перед вами появляется невероятный дом, будто сошедший со страниц старинной сказки.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы