Каким образом виртуальное пространство наносит вред человеку?

Фото: business-vector.info
Современный высокотехнологичный век стремительно прогрессирует и уже дошёл до того, что человек может осуществлять взаимодействие с виртуальной средой посредством чувств, через специальные ВР шлемы, либо речные или ножные манипуляторы. Генерируют эту среду в трехмерном формате компьютеры. Виртуальная реальность уже успела завоевать безграничную любовь в первую очередь со стороны молодежи - нашего будущего.
Исследователями при поддержке Российского научного фонда (проект № 19-18-00058 П) была проведена психолого-педагогическая экспертиза, для которой специально отобрали десять случайных игр с трехмерным форматом.
По результатам экспертизы выяснилось, что семьдесят процентов игр соответствуют необходимому уровню безопасности в соответствии с возрастной нормой. Уровень двадцати процентов игр ниже среднего, а десять процентов относятся к повышенному уровню опасности. Тридцать процентов имеют уровень опасности, который ниже возрастной нормы.
Согласитесь, что даже десять процентов (одна игра из десяти) является поводом задуматься над этим вопросом.
Давайте постараемся сами более детально разобраться в этом вопросе и понять, насколько сильно любовь к виртуальной реальности является безопасной.
Казалось бы, виртуальная реальность - это всего лишь только картинки, проецируемые в пространство вокруг нас. Но не все так просто, ведь и сами исследователи указали на некоторые психологические риски. Так, например, стоит обратить внимание на полимодальную стимуляцию, слишком сильное воздействие на органы чувств.
Всё дело в том, что различные виртуальные образы представляют собою ярко-выраженные контрасты, которые вдобавок сопровождаются непривычными звуковыми эффектами и необычными осязательными иллюзиями. Зрительная система человека попросту к этому не привыкла, но со временем может адаптироваться, как, например, это происходит после переезда с юга на север - из солнечных краев в те края, где царит полярная ночь.
Стоит затронуть и систему органов равновесия, когда тело заядлого фаната игры в трехмерной реальности частенько находится в непривычном положении, что может пагубно повлиять на позвоночник, а эффект скорости от кружащих объектов и вовсе вызвать чувство головокружения и тошноты.
Важно помнить, что в детские годы система органов равновесия только проходит стадию формирования, а такие нагрузки органов на систему совершенно ни к чему. Вестибулярный аппарат тренируется лучше всего в естественных условиях, начиная с качания на качелях и заканчивая занятиями физкультурой и подвижными играми.
Не остаются без внимания и некоторые образы, представленные в виртуальном пространстве, которые демонстрируют агрессивное, нездоровое и девиантное поведение. Молодежь впитывает в себя всё словно губка, в том числе и такие манеры поведения, которые потом немалая часть представителей наиболее молодого поколения демонстрируют в реальности.
Эмоциональная сфера и влияние на нее виртуального пространства - это, пожалуй, один из самых ключевых моментов. Игры вызывают порою у детей немало отрицательных эмоций. Детская психика более восприимчива и сентиментальна, зачем подвергать ее негативным эмоциям? В том-то и дело, что совершенно не зачем.
Эскапизм среди любителей виртуального пространства
Как же в этом вопросе не обойти стороной вынужденный эскапизм - бегство от трудностей и скучной жизни в вымышленный мирок, которым в данном случае является виртуальное пространство.

Фото: ru.scientificrussia.ru
Да, эскапизм не относится к болезням, но он бывает двух видов - добровольный и вынужденный. Наш великий писатель Лев Толстой был эскапистом, а знаменитый писатель Джон Рональд Руэл Толкин и вовсе видел в эскапизме необходимую составляющую для творческого развития личности.
Понятное дело, что приведенные два примера скорее относятся к добровольному эскапизму. Эскаписты - добровольцы сами идут по жизненному пути неких отшельников, по доброй воле отказываясь от суеты мира сего. Для примера можно даже вспомнить теорию об отшельничестве от психоаналитика Карена Хорни. Ее главная суть - невротическая реакция на жизнь.
Вынужденный эскапизм заядлого любителя компьютерных игр просто может засосать в виртуальную реальность, а произойдет это вопреки его воле. Любитель виртуального пространства, как в случае с пьянством и наркоманией, не может осознать вымышленность окружающей среды - деперсонализация и дезадаптация дают о себе знать.
Человек в буквально смысле теряет самого себя и становится дезориентированным в социуме, теряет все свои бытовые навыки. Безусловно, он может ударить по мячу и забьет гол в компьютерной игре в футбол, но с легкостью промахнется на настоящем футбольном поле даже с 11 метров при ударе в пустые ворота.
Обесцениваются социальные установки, происходит подмена реакций на события. Немало примеров в той же Японии - стране геймеров, когда виртуальная реальность доводила подростков до заболеваний невротического характера. Некоторые попросту уходили полностью в виртуальное пространство, что в конечном итоге приводило к психическим заболеваниям.
Физическое здоровье
Физическое здоровье геймеров также не остается в стороне. Для заядлых фанатов игрового виртуального пространства даже разрабатывают "капсулы полного погружения" - с тренировкой физических функций и массажем. Пока таких капсул не будут в комплекте с VR шлемами или очками, игрокам вообще можно забыть о гигиене, да и риск возникновения серьезного заболевания также имеет место быть.
Изображения VR очков и VR шлемов выдают мерцания. Из-за этого у пользователя может развиться эпилепсия. Да, конечно, производители технологий для виртуального пространства стараются вкладывать огромные деньги в их развитие, но риски на сто процентов никто и никогда не отменит.
Через виртуальное пространство сознанием могут манипулировать
К минусам виртуальной реальности можно отнести еще и тот факт, что сценарий для игры пишет человек. Это может быть обычный сценарист, выполняющий свою работу по найму, и у которого есть немало комплексов, а также своих "тараканов" в голове.
Сценарий для виртуальной игры запросто может использоваться в виде пропагандистской кампании, которая попросту навязывает свои мнения, мысли и сомнительные идеи. Понятное дело, что сценарии проходят массу проверок перед окончательным выпуском, но в этом мире нет ничего идеального.
В качестве примера можно привести злобных людоедов-орков, имеющих поголовно русские имена - жалоб от людей на подобные выходки предостаточно. Регулярно играя в подобные игры русские имена для игроманов начинают ассоциироваться с кровожадным людоедством и злодейством.
По хорошему, игрок должен иметь критическое мышление и давать трезвую оценку своим действиям, а также уметь избегать привыкания к виртуальному пространству. И тем не менее, современные производители игр стараются совершенствовать их таким образом, чтоб люди в полной мере были в них вовлечены.
Подытожу
Резюмируя, хотелось бы посоветовать родителям нашей молодежи - нашего будущего, почаще ограждать детей от виртуальной реальности.
Нет, не будем уходить в крайность - полностью оградить подростка от виртуального мира не получится, но по крайней мере минимизировать его времяпровождение в виртуальном пространстве при желании все-таки можно.
Больше живого общения, больше времяпровождения на свежем воздухе и активных игр. Реальный мир в отличие от виртуального очень многогранен, и интересного в нем порядком больше. Как только молодые люди, часами тратящие свое драгоценное время в виртуальном пространстве это поймут, так всё сразу в их системе ценностей встанет на свои места.
Подписывайтесь на авторский "Дневник провинциала из бурятского улуса" на платформе Дзен. Много уника
Мужчину обещали повысить на работе, но понизили и нагло обманули. Как взглянул на это Верховный Суд?
Интересно, спасибо)
пусть будет реальный мир таким ярким, что затмит виртуальные фейерверки. эмоционально-волевая сфера человека - ох какое дело тонкое...
Думаю и без исследований понятно, что неестественная среда для человека, в том числе виртуальная вредна для человека.
А для меня даже роботов в каком-нибудь банке или других организациях более, чем хватает. Я просто сразу "тупею" от их тупости. Один вред от всего этого для нервной системы, даже от просто роботов.
Страшно представить.
спасибо познавательная публикация