Гвен Стефани: «Я сказала: «Боже мой, я японка»»
Гвен Стефани была многими людьми за последние два десятилетия. Есть поп-панк Стефани с голубыми волосами и бинди. Стефани эпохи ска с платиновыми светлыми волосами, в бикини и брюках-карго. И Харадзюку Стефани, до которой мы доберемся через минуту. (Если вы хотите просмотреть всех этих персонажей сразу, они собрались вместе в музыкальном клипе 2021 года на ее сингл « Let Me Reintroduce Myself ».)
Прошлый год ознаменовал новый этап в карьере Стефани с запуском GXVE Beauty, веганской линии, в которой используется ее фирменный красный цвет губ (наряду с ее платиновыми волосами, это одна из немногих констант в ее эстетической истории) и несколько других основные продукты красоты, такие как палитры теней и гелевые подводки для глаз.

Однако GXVE — не первый косметический бренд Стефани. До этого были любители Харадзюку. Линия ароматов была запущена в 2008 году, через четыре года после выпуска ее сольного альбома Love.Angel.Music.Baby., который черпал вдохновение из японской субкультуры Харадзюку в плане визуальных эффектов и маркетинга (а впоследствии и собственного стиля Стефани). Коллекция ароматов включала пять ароматов, каждый из которых был помещен во флакон в форме куклы, карикатурно похожей на Стефани и ее четырех «Девочек Харадзюку», японских и японско-американских подтанцовок, которых она наняла и назвала «Любовь», «Ангел», «Музыка» и «Малышка». продвижение своего альбома. Духи получили признание в отрасли, выиграв награду «Аромат года» от The Fragrance Foundation в 2009 году, и породили поколения фланкеров. Журналы (Очарование включены) охватили их широко. Тем временем я, филиппинский американский подросток в первом поколении из Нью-Джерси, изголодавшийся по азиатскому представлению в поп-культуре, выпросил у мамы аромат «Love». Она неизменно отвечала твердым «нет», всегда указывая на цену: 45 долларов за унцию духов в Macy’s.

Я отчаянно хотел, чтобы этот маленький флакончик духов стоял у меня на комоде, потому что это заставляло меня чувствовать себя замеченным так, как я никогда не чувствовал в моде, красоте или вообще в каких-либо основных средствах массовой информации или маркетинге. Честно говоря, я не подвергал сомнению и даже не замечал, что женщина, стоящая за этим азиатским представлением, была белой. Однако, став взрослым, я пришел, чтобы исследовать эпоху Харадзюку Стефани, и я был не одинок.
В последние годы вселенная «LAMB», наряду с некоторыми другими проектами Стефани, стала предметом многочисленных разговоров о культурном присвоении.. Поэтому, когда я недавно взял интервью у Стефани на мероприятии, посвященном последней коллекции GXVE, я спросил ее о миссии ее нового бренда — «Я хотел создать сообщество любителей макияжа, таких как я», — и о том, что входит в его новейшие продукты, в том числе помады, которые отличаются от ее фирменного красного цвета: «У всех нас разный цвет кожи, и у всех есть разные вещи, для которых мы носим разные цвета». Но я также включил вопрос о том, что, по ее мнению, она, возможно, узнала от Любителей Харадзюку — учитывая их похвалу, негативную реакцию и все, что между ними. В ответ она рассказала мне историю, которой уже поделилась с прессой, о работе ее отца в Yamaha, где он путешествовал между их домом в Калифорнии и Японией в течение 18 лет.
«Это было мое японское влияние, и это была культура, настолько богатая традициями, но такая футуристическая [с] таким большим вниманием к искусству, деталям и дисциплине, и это было для меня очаровательно», — сказала она, объясняя, как ее отец (который американец итальянского происхождения) вернется с рассказами об уличных артистах, косплеящих Элвиса, и стильных женщинах с яркими волосами. Затем, став взрослой, она смогла поехать в Харадзюку, чтобы увидеть их своими глазами. «Я сказала: «Боже мой, я японка и не знала об этом». Когда эти слова, казалось, повисли в воздухе между нами, она продолжила: «Знаешь, я японка». Затем она объяснила, что в ее отношениях с японской культурой есть «невинность», назвав себя «суперфанатом».
«Если [люди] собираются критиковать меня за то, что я фанатка чего-то прекрасного и делюсь этим, то я просто думаю, что это неправильно», — сказала она мне. «Я думаю, что это было прекрасное время творчества… время игры в пинг-понг между культурой Харадзюку и американской культурой». Далее она уточнила: «[Это] должно быть нормально вдохновляться другими культурами, потому что, если нам не разрешено, это разделяет людей, верно?»
Это мнение похоже на то, что Стефани поделилась с журналом Paper в мае 2021 года, когда ее спросили о ее текущем взгляде на ее «Девочек Харадзюку»: «Если бы мы не покупали, не продавали и не обменивали наши культуры, у нас не было бы так много красота, понимаете? Мы учимся друг у друга, мы делимся друг с другом, мы растем друг от друга. И все эти правила только разъединяют нас все больше и больше».
Как и Стефани, я не японец. Но я азиатская женщина, живущая в Америке, которая приходит с отрезвляющими реалиями во времена повышенной ненависти к американцам азиатского происхождения и жителям островов Тихого океана (AAPI). Я женщина, которая подвергалась расистским оскорблениям из-за своей внешности, боялась за безопасность своего отца, когда он путешествовал с ней в нью-йоркском метро, и кипела от гнева, когда на бабушку и дедушку нападали и убивали, потому что они были азиатами. Я завидую всем, кто может претендовать на то, чтобы быть частью этого яркого, творческого сообщества, но избегает той части повествования, которая может быть болезненной или пугающей.
В разговоре со Стефани я провел 32 минуты, многие из которых были посвящены ее пространному ответу на мой вопрос о любителях Харадзюку. В то время она не раз говорила, что она японка. Партнер Allure по социальным сетям (азиат и латиноамериканец) также присутствовал на интервью, и мы задались вопросом, что мы слышали. Может, она оговорилась? Опять и опять? Во время нашего интервью Стефани дважды утверждала, что она японка, и один раз, что она «немного девчонка из округа Ориндж, немного японка, немного англичанка». Конечно, она не имела в виду буквально или она не знала, что говорила? (Представитель Стефани связался на следующий день, сообщив, что я неправильно понял то, что Стефани пыталась донести. Позже попросили команду Стефани дать письменный комментарий или разъяснение этих замечаний, и они отказались предоставить заявление или участвовать в последующем интервью.)
Я не верю, что Стефани пыталась быть злонамеренной или оскорбительной, делая эти заявления. Но слова не обязательно должны быть враждебными по своим намерениям, чтобы потенциально причинить вред, и мы с коллегой прошли эти полчаса неуверенно. Я хотел лучше понять, почему.
Стефани сказала мне, что она идентифицирует себя не только с японской культурой, но и с латиноамериканскими и латиноамериканскими общинами Анахайма, штат Калифорния, где она выросла. «Музыка, то, как девушки наносили макияж, одежда, которую они носили, — вот что было моей личностью», — сказала она. «Несмотря на то, что я американец итальянского происхождения — ирландец или кто я такой — я стал тем, кем я стал, потому что это был мой народ, верно?» Я попросил Фариху И. Хан, доктора философии, содиректора программы азиатско-американских исследований в Пенсильванском университете, помочь прояснить грань между вдохновением или признательностью и присвоением. «Проще говоря, культурное присвоение — это использование обычаев, материальной культуры или устных традиций одной группы другой группой», — сказала она и подняла два важных фактора, которые следует учитывать: превращение в товар и неравные властные отношения.
С точки зрения коммодификации, Стефани, безусловно, заработала много денег, используя другие культуры для вдохновения. «Хит есть хит», — сказала мне Стефани, ссылаясь на успех своей линии детской одежды Harajuku Mini в Target в 2011 году и модной линии LAMB в 2003 году. «Хит — это то, что заставляет меня двигаться. Лучше." И она достигла огромного количества людей. В качестве сольного исполнителя и в составе No Doubt Стефани продала более 50 миллионов копий (один альбом или примерно 10 песен) по всему миру. Помимо ее музыки, по состоянию на 2019 год розничные продажи брендов Стефани составили более 1 миллиарда долларов, включая LAMB, Harajuku Lovers и Harajuku Mini. Стефани взяла часть этой прибыли и сделала благотворительные пожертвования, в том числе 1 миллион долларов (плюс доходы от специального выпуска Футболка Harajuku Lovers ) для спасения детей в Японии от землетрясения и цунами в чрезвычайном фонде в 2011 году. (В марте 2011 года землетрясение и цунами в Тохоку унесли жизни более 18 000 человек в Японии и более 450 000 остались без крова.)
И еще есть часть власти: «Когда группа исторически подвергалась маргинализации и/или расовой принадлежности другой группы, вопрос власти является центральным для культурного присвоения», — объясняет доктор Хан. «Доминирующая группа имеет право брать (или присваивать) обычаи и обычаи маргинализованной группы и придавать этим традициям смысл — без первоначального контекста или значения».
И неравные властные отношения между человеком, наделенным властью (часто белым человеком), и группой, частью которой он утверждает, могут создать негативные последствия для последнего — независимо от намерений первого. «Хотя я считаю [неосведомленность] уважительной причиной, я не думаю, что это уважительная причина», — говорит Анжела Нгуен, MSW, терапевт из Yellow Chair Collective, группы психотерапевтов, специализирующейся на служении американцам азиатского происхождения. Сообщество.
«Белый человек не должен сталкиваться с расизмом, предрассудками или дискриминацией, с которыми пришлось бы столкнуться японцу, мексиканцу или сальвадорцу», — продолжает Нгуен. «Они могут надеть эти элементы культуры как костюм». И это может привести к размытому восприятию меньшинства, объясняет Нгуен. Что касается сообщества AAPI, она говорит: «Это может повлиять, во-первых, на то, как люди с AAPI воспринимаются, и, во-вторых, на то, как люди с AAPI воспринимают себя».
Нгуен также поднимает один очень важный аспект того, чтобы быть американцем азиатского происхождения: нам приходилось бороться за каждый аспект нашей идентичности. «Нам приходилось бороться за то, чтобы говорить на наших языках дома и за его пределами и говорить, что наша еда вкусная», — говорит она. «А потом видеть, как люди рисуют нас упрощенно, это очень больно».
И эта боль еще больше, когда американцы азиатского происхождения также борются за то, чтобы чувствовать себя в безопасности в своих общинах. В период с марта 2020 года по март 2022 года было зарегистрировано 11 467 случаев ненависти к азиатам в Соединенных Штатах, 917 из них - к японцам. Стефани часто говорила о своей глубокой любви и признательности к японской культуре, но, насколько известно Allure , она публично не выражала возмущения и не делала никаких заявлений в поддержку во время этого цикла ненависти против AAPI. (Ее представители не ответили Allureрасспросы по этому поводу.) Но она вновь представила свой взгляд на стиль Харадзюку — в этом музыкальном видео 2021 года — на ней не было ничего, кроме шпилек для волос канзаши. «Я по-прежнему та самая, самая настоящая старая я», — поет она, когда на экране мелькают несколько версий ее изображения.