Календарю майя может быть более 3000 лет, показало лазерное картирование Оценка на сотни лет старше предыдущих расчетов.
В окруженном вулканами западном высокогорье Гватемалы Вилли Баррено Минера наблюдает за небом. Как аджкидж, хранитель дня и духовный наставник, звезды и пейзаж помогают ему следить за 260-дневным календарем, который управлял жизнью его общины майя киче — группы коренных народов, насчитывающей около 1,6 миллиона человек — в Кецальтенанго для поколений. Остается загадкой, как долго люди используют эту систему хронометража. Но новое исследование предполагает, что древний календарь, используемый культурами майя и ольмеков, может быть датирован 1100 годом до нашей эры, что на несколько столетий раньше, чем предыдущие оценки.
«Мы знаем, что он очень старый», — говорит Дэвид Стюарт, эпиграф из Техасского университета в Остине, не участвовавший в новом исследовании. «У нас просто не было прямых доказательств этого».
260-дневный календарь, или чолкидж (порядок дней), был найден только в регионе майя в Мексике и Центральной Америке. Хронометристы отмечали течение времени, используя комбинации из 13 цифр и 20 символов, всегда в одной и той же последовательности. (Например, 6 января 2023 года будет «6 кроликов» согласно чолкидж.) Теперь мы знаем, что календарные дни соответствуют положениям звезд, архитектурным особенностям зданий и природным достопримечательностям.
Этот уникальный промежуток времени, возможно, помог культуре принять решения, связанные с сельским хозяйством, религией, политикой и многим другим. (Майя также использовали другой календарь, известный как хааб, который состоит из 365 дней и соответствует солнечному циклу.)
До нового исследования самым ранним свидетельством существования этого календаря была фреска с фрагментом иероглифического письма, найденная в Сан-Бартоло, Гватемала, датированная 300 годом до н. Майя часто использовали скоропортящиеся материалы, утерянные во времени.
В надежде найти более надежные доказательства, Иван Шпрайц, археолог из Института антропологических и пространственных исследований в Словении, обратился к методу лазерного картирования, известному как лидар, который может выявить древние структуры и их космические ориентиры, скрытые под густой растительностью.
Два года назад археолог Такеши Иномата из Университета Аризоны опубликовал крупнейшее на сегодняшний день лидарное исследование низменностей побережья Мексиканского залива, в котором было обнаружено почти 500 древних памятников, большинство из которых не исследованы. Заинтригованный, Шпрайц начал сотрудничество с Inomata, чтобы проанализировать 415 из этих комплексов, чтобы увидеть, как они соотносятся с восходом и заходом Солнца, Луны, Венеры и других небесных тел.
Команда обнаружила, что большинство комплексов имеют ориентацию с востока на запад, и почти 90% из них имеют архитектурные точки, соответствующие восходам солнца в определенные даты. Чаще всего эти восходы солнца выпадали на 11 февраля и 29 октября по григорианскому календарю, между которыми 260 дней, сообщают сегодня исследователи в журнале Science Advances . Самый ранний из этих комплексов датируется примерно 1100 г. до н.э., в эпоху, известную как период становления, предполагая, что 260-дневный календарь как минимум такой же старый.
Другие памятники, указывающие на восходы, имели интервалы в 130 дней — половину календаря. И все же расположение других памятников соответствовало восходам солнца, разделенным кратным 13 или 20 дням, отражая 13 чисел и 20 знаков календарной системы счисления и соответствующие равноденствиям и солнцестояниям. Ориентация некоторых комплексов также соответствовала циклам Венеры и Луны, которые связаны с сезоном дождей и выращиванием кукурузы. Другие комплексы, по-видимому, не имели определенной ориентации, что вызывает больше вопросов о других возможных космологических выравниваниях, говорит Шпрайц.
«Что меня восхищает, — говорит Стюарт, — так это то, что существует эта регулярность и постоянство… с самого начала, и они сохраняются веками на протяжении всей истории архитектуры майя».
Новые результаты представляют собой «хорошие, убедительные доказательства того, что календарь майя возник задолго до того, как у нас есть фактические письменные доказательства этого», добавляет он. «Увидеть это с архитектурной точки зрения — это фантастика».
Сила нового исследования заключается в его большом размере выборки, охватывающей так много лет, добавляет Габриэль Вейл, археолог и эпиграф из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Результаты, по-видимому, подтверждают другие письменные свидетельства того, что хронометраж возник в период становления, добавляет она. «Это очень интересно видеть. Это действительно подтверждает то, о чем многие из нас думали в течение ряда лет».
По словам Шпрайца, самые ранние структуры, изученные исследователями, относятся к тому времени, когда группы только начинали переходить от образа жизни охотников-собирателей к сельскохозяйственному. По его словам, выращивание кукурузы только начинало приобретать все большее значение, и 260-дневный календарь также мог быть полезен, чтобы указать, когда определенных ресурсов будет больше. Шпрайц говорит, что, по его мнению, чолкидж тесно связан с циклом роста кукурузы, основного продукта как древней, так и современной мезоамериканской культуры, а также с беременностью человека, которая длится примерно 260 дней.
В настоящее время Баррено Минера все еще использует чолкидж, чтобы сообщить своему сообществу, когда начинать подготовку почвы для посадки кукурузы, примерно в середине февраля. Его жена, Икскик Поз Саланик, также работает дневным помощником и юристом, использует как лунные циклы, так и календарь, чтобы давать медицинские советы и помогать акушеркам в определении сроков родов. И до относительно недавнего времени их сообщество также использовало календарь, чтобы отметить, когда пришло время сменить правительственную администрацию.
Баррено Минера говорит, что очень восхищается исследователями, которые изучают его культуру и предков и помогают восстановить больше знаний об их древних системах. Но он также хотел бы, чтобы исследователи нового исследования обратились к таким садоводам, как он, а также к фермерам, которые все еще используют календарь для выращивания кукурузы, чтобы информировать их о своей работе.
«Управление дневным хозяйством далеко не потеряно, — говорит Баррено Минера. «Даже когда у нас больше нет великолепной архитектуры майя, мы никогда не теряем счет дням. Мы говорим, что когда пришли [испанские] колонизаторы, они сожгли книги, разрушили стелы. Но они не сожгли небо, они не сожгли Солнце».
