Внутри китайских репрессий против культуры татуировки

«Мое поведение было посягательством на физическое и психическое здоровье несовершеннолетних», — говорится в извинениях, вынесенных в судебном порядке тату-мастером из китайской провинции Шэньси в сентябре. «Я глубоко осознаю свои ошибки», — добавил он.
Мужчина, который признался, что делал татуировки 43 несовершеннолетним, стал одним из первых, кому были предъявлены обвинения в соответствии с новым законом о возрастных ограничениях, вступившим в силу в июне. Но в то время как во многих странах применяются аналогичные правила, запрещающие молодым людям делать тату, освещение в китайских государственных СМИ предполагает, что защита несовершеннолетних связана не столько с идеологией, сколько с медицинским обеспечением.
В то время бульварная газета Global Times утверждала, что татуировки «уводят несовершеннолетних от установления основных социалистических ценностей», поскольку они могут нести «вредные идеи», такие как «феодальные суеверия», «бандитская культура» и «заморская культура». Тем временем в статье Beijing Youth Daily говорится, что тату-субкультура «вступает в противоречие» с мейнстримом. Законодательство, которое запрещает людям даже поощрять нанесение татуировок лицам младше 18 лет, является лишь последним шагом в расширяющемся преследовании боди-арта в Китае.
Учитывая, что националистическая повестка дня правящей Коммунистической партии формирует все, от кино до архитектуры, неудивительно, что официальные лица страны все чаще связывают татуировки с безнравственностью и западным влиянием. В 2017 году Государственная администрация киберпространства запретила демонстрировать татуировки во время прямых трансляций или в видеороликах, размещенных в социальных сетях. В следующем году китайский регулятор СМИ постановил, что телеканалы «не должны показывать актеров с татуировками (или изображать) культуру хип-хопа, субкультуру и аморальную культуру», сообщают государственные СМИ. Совсем недавно футболистам, представляющим Китай, запретили делать новые татуировки, а спортивные власти приказали тем, у кого уже есть боди-арт, удалить или скрыть его, чтобы подать «хороший пример для общества».
Многие организации государственного сектора прямо указали в должностных инструкциях, что люди с татуировками не подходят для определенных ролей, включая полицейских, пожарных и даже сборщиков дорожных сборов. В 2020 году официальные лица северо-западного города Ланьчжоу приказали таксистам удалить «крупные татуировки» на том основании, что они «могут вызвать у женщин, детей и других пассажиров психологический дискомфорт». Стереотипы, окружающие татуировки, частично уходят корнями в исторические ассоциации с преступностью. В древнем Китае маркировка лиц преступников перманентными чернилами считалась одним из «пяти наказаний» наряду с казнью и ампутацией.
Гарет Дэйви, приглашенный профессор китайского Юньнаньского педагогического университета, изучающий культуру татуировки в стране, объяснил, что стигматизация также связана с конфуцианскими ценностями.
«В конфуцианстве сохранение кожи и тела, унаследованных от родителей, было образцом сыновней почтительности и считалось необходимым для цивилизованного общества, — сказал он в интервью по электронной почте, — тогда как татуировка означала нецивилизованную практику и неспособность выполнять семейные обязанности. "Он добавил, что татуировка в Китае более стигматизирована, чем на Западе, потому что «люди ценят делать то, что лучше для общества, и выполнять обязательства в социальных отношениях». Форма самовыражения
Несмотря на официальное пренебрежение, сегодня татуировки делают больше молодых людей, чем когда-либо прежде, по словам Чен Цзе, которая открыла собственную тату-студию в Пекине в 2005 году. На которых социальные клейма зачастую гораздо строже — в ее студии в оживленном столичном районе Санлитунь.
« (Китайское общество) становится более открытым, благодаря Интернету нам доступно так много новой информации», — сказала она в телефонном интервью. «Раньше люди связывали татуировки с головорезами и бандами, но теперь это стало культурой, которая ассоциируется с крутизной». Чен считается пионером «акварельного» стиля татуировки, вдохновленного традиционными рисунками тушью. Используя тонкую окраску и постепенное затенение, она часто изображает сцены природы, такие как бамбук, журавли и пейзажи «шань-шуй» (буквально «гора, вода»), исторически встречающиеся в китайском искусстве. Другие выбирают более реалистичную эстетику, как, например, Виктория Ли, которая стала художником-татуировщиком вскоре после окончания учебы в известной Академии искусств и дизайна при пекинском университете Цинхуа. В ее фотореалистичном стиле она рисует подробные портреты, начиная от родственников и домашних животных клиентов и заканчивая поп-звездами и историческими личностями.
«Я хотела сделать татуировку портрета важного члена семьи, но не смогла найти никого, кто разделял бы мои художественные ценности», — сказала она во время телефонного интервью, рассказывая о том, как она начинала в индустрии. «Я всегда думал, что татуировки — это действительно круто, и подумал: почему бы не попробовать это самому?» Чжао Сян, научный сотрудник шведского университета Эребру, основательно изучивший китайскую культуру татуировки, сказал, что сегодняшняя молодежь чаще делает татуировки как форму самовыражения. «Сегодня люди хотят видеть больше разнообразия и индивидуальности», — сказал он по телефону. «Им нравится дух индивидуализма, а не коллективный дух».
Правовая неопределенность
В Китае нет официальной системы лицензирования тату-мастеров. Таким образом, индустрия существует в правовой серой зоне, где студии работают без надзора или инспекций в отношении их безопасности, гигиены или послеоперационного ухода.
«Это все еще своего рода «полуподпольная» ситуация», — сказала Сон Цзяин, владелица женской тату-студии в Пекине. Когда Сонг открыла свою студию в 2016 году, она обнаружила, что более 70% ее клиентов — женщины. Она запустила проект под названием «1000 девушек», целью которого является рассказать истории 1000 клиенток и их татуировок. В рамках проекта она создала множество татуировок, намекающих на их опыт, в том числе татуировку в форме матки для дочери женщины, которой по медицинским показаниям удалили матку хирургическим путем. У самой Сон на запястье есть татуировка в виде цепи, которая отдает дань уважения китаянке, матери восьми лет, которая была найдена в сельской деревне с цепью на шее, что вызвало возмущение в Китае в прошлом году по поводу прав женщин. Поскольку в последние годы китайские феминистки и другие активистки стали объектом репрессий со стороны правительства, Сун сказала, что столкнулась с враждебностью со стороны властей, в том числе во время мероприятий, когда она продавала товары с дизайном своей сети.
« (Власти) не регулируют тату-индустрию, потому что они не хотят признавать татуировки с самого начала», — сказала она. «Это их способ выразить свою неприязнь». Художники по телу сталкиваются с аналогичными юридическими неопределенностями в Южной Корее и, до решения Верховного суда 2020 года, в Японии, где технически незаконно нанесение татуировок кем-либо, кроме медицинского работника. Тем не менее, Национальная комиссия здравоохранения Китая заявила в 2009 году, что татуировку не следует включать в список медицинских косметических процедур, а Министерство торговли страны также заявило, что инвазивные кожные операции не считаются частью сектора красоты.
«Никто не знает, подпадает ли (татуировка) под законное положение индустрии красоты или медицины», — сказал Чжао из Университета Эребру, добавив, что эта двусмысленность распространяется и на клиентов. «Если вы внимательно посмотрите на законы и правила, вы можете не решиться сделать татуировку, потому что, если вы попадете в какой-то юридический спор, вам просто некуда будет идти защищать свои права». За несколько месяцев, прошедших после вступления в силу запрета на нанесение татуировок несовершеннолетним, прокуратура возбудила несколько дел об «общественных интересах», в результате которых татуировщики были оштрафованы. В декабре, например, шанхайский суд оштрафовал одного человека на 5000 юаней (739 долларов) за нанесение татуировок 17-летнему подростку, а суд в Лхасе в Тибете обязал другого художника выплатить 10 000 юаней (1477 долларов) татуированному несовершеннолетнему за «психологическую травму». наносить ущерб."
По словам Чжао, широкий круг государственных органов, участвующих в обеспечении соблюдения запрета, только усугубил путаницу, и последние ограничения вряд ли будут последними.
«Просто запреты в стиле предвыборной кампании следуют один за другим», — добавил он.