Слабовидящий с домашним образованием “король смеха” завоевал признание у Николая II и Ленина. Сегодня день российской печати
Будущее было предопределено
Его живо писательством восторгались
С гастролями объездил всю страну
Война изменила всё и всех
Дюжина ножей в спину революции
Опрос

Его будущее было предопределено
…С давних пор живёт устоявшаяся рефлексия на журналистское ремесло: профессия древняя и продажная. Дальше можно не озвучивать…Да и не увлекаться примерами. Поскольку они, примеры, подтверждающие аналогию с “первой древней” у каждого из нас, знаете ли, непременно вызовут некий зуд для озвучки.
Но об этом не сегодня.
В издательских книжных томах, наполненных своеобразным словесным фаршем для мозгов студентов - будущих журналистов - немало маститых имён, достойных подражания. И всё же есть причины выделить одну личность -
Аркадий Аверченко.
Никто так и не смог достичь высот журналистского мастерства, которые были заслуженно признаны за Аркадием Тимофеевичем. Таково сегодня мнение многих экспертов от журналистики.
“Король смеха” - так называли современники этого автора искромётных шедевров, акцентирующих на высмеивании разного уровня страстей у людишек и чудным образом сложившихся обстоятельств. В повседневности такие факты не казались смешными…Перо Аверченко обрамляло моменты из каждодневной суеты человеческой в драгоценные литературные рамки. Они-то и держали читателя яркими красками слова, высвечивая уморительные парадоксы из жизни городского хомо сапиенс.
Талант Аверченко приравнивали к журналистскому мастерству Марка Твена. Который, кстати, сам себя публично назначил родоначальником журналистики как жанра. И при этом утверждал: по собственному опыту знаю, что журналисты склонны ко лжи.
Аркадий Аверченко жил намного позже Марка Твена. Родился в Севастополе, в небогатой семье, образование получил домашнее по причине серьёзной болезни глаз.
Близоруким 15-летним юношей Аверченко начинает работать писцом в транспортной конторе сначала в Севастополе, потом в Донбассе, пока не оказался в Харькове, где в местной газете публикует свой первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь» (1903 год).
Тогда, видимо, и определилось его будущее.
Его живо писательством восторгались!
К тому времени журналистика стала неотъемлемой частью повседневности. Читатели жаждали ежедневного отклика на события каждого дня. Причём потребительская жажда эта была неуёмной.
Обыватель хотел посмеяться над неким ближним, да и над собой, удивиться насколько может быть глуп человек. А ещё испытывать восторг от живо описательных автором мелочей.
Аркадий Тимофеевич чётко уловил настрой тонких струн человеческих восприятий. Юмор царил в каждом рассказе. Это получалось у него так мастерски, будто было его вторым “я”. Удивление, восторг, зависть, ненависть…таким чувственным букетом отзывался Петербург на публикации Аркадия Аверченко.
С гастролями объездил всю страну
Главным делом его жизни являлся журнал “Сатирикон”, выходящий в Санкт-Петербурге. Аркадий Тимофеевич был смелым редактором и автором.
Над чем же смеялся Аверченко?
Над пустяками. Чья-то жадность, похотливость и пошлость, глупые барышни и тупые конторские служащие. В сатирическом громком смехе неизбежно звучит отголосок философского вопроса:
над кем смеётесь?
…В Петербурге талантливый журналист, работал редактором журнала “Сатирикон”, (потом “Новый Сатирикон”). Время, совпавшее с трагическим концом Российской Империи. По иронии судьбы годы эти ознаменованы как взлёт русского искусства и литературы.
Аверченко из провинциального журналиста превратился в российскую знаменитость. Он издаёт книги, по его рассказам ставятся спектакли, с гастролями он объездил всю страну. «В дореволюционное время, — вспоминают очевидцы, — когда Аверченко появлялся в театре или на эстраде, ему оказывали такой приём, которому могла бы позавидовать любая знаменитость мира…»
Война изменила всё и всех
Летом 1914 года начинается война с Германией. Жизнь и послевкусие каждого прожитого дня меняются. В публичных местах звучат патриотические речи, в ходу - анекдоты про тупых немцев. Аверченко едет на фронт в качестве военного корреспондента. Он пишет о зверствах германцев, о нуждах простого солдата, о процветании взяточников-интендантов, о развале в тылу. Его по-прежнему любят, ждут новых смешных рассказов.
На Кавказе бывает в санаториях-госпиталях, там слушают его выступления. Курортные газеты печатают сводки с фронтов рядом с гастрольными афишами юмориста.
Февральскую революцию он не принял. И не скрывал своего отношения к ней. Но…терпение властей не может быть бесконечным. Хотя, надо отметить, всё ещё продолжалась реклама о подписке на журнал. Возможно причина была в огромном читательском признании журнала и любви к Аверченко как к автору. Его публикации были издевательскими, насмешливыми, но ничего тревожного вокруг редакции не происходило. До 1918 года. Затем…
Коллектив редакции разделился на сторонников революции и тех, кто против. Журнал закрыли. В эмиграцию, понятно, отправились противники нагрянувших в России событий.
На юге России была огромная надежда на Деникина. Многие верили в его победу.
Аверченко отправился в родной Севастополь.
Переждать. Но не бездействовать.
Благотворительные вечера в пользу солдат Белой армии, едкие фельетоны в газетах. Для Генерального штаба Белой армии он сочинял листовки, которые лётчики сыпали на головы голодных красноармейцев:
«А мы сегодня отлично пообедали. На первое — борщ с ватрушками, на второе — поросёнок с хреном, на третье — пироги с осетриной и потом — блины с мёдом. Завтра будем жарить свинину с капустой, ветер будет в вашу сторону».
Ветер обстоятельств, как известно, в конце концов действительно был на стороне красных.
Дюжина ножей в спину революции
…3 февраля 1918 года императрица писала мужу, что дочери читали вслух «рассказы Аверченко о детях». Более того, его некоторые книги были всегда с царской семьёй. Известный факт: некоторое время спустя после ставшего привычкой очередного чтения вслух рассказов Аверченко, Николай II, Александра Фёдоровна и их дети были убиты в Екатеринбурге
в «доме Ипатьева».
В 1920 году на одном из последних кораблей Аверченко отбывает в Константинополь.
В 1921 году в Париже он публикует сборник памфлетов
«Дюжина ножей в спину революции».
По сути получился текст о гибели мощной государственности:
“Нужна была России революция?
Конечно, нужна.
Что такое революция? Это — переворот и избавление.
Но когда избавитель перевернуть — перевернул, избавить — избавил, а потом и сам так плотно уселся на ваш загорбок, что снова и еще хуже задыхаетесь вы в предсмертной тоске и судороге голода и собачьего существования, когда и конца-краю не видно этому сиденью на вашем загорбке, то тогда черт с ним и с избавителем этим! Я сам, да, думаю, и вы тоже, если вы не дураки,— готовы ему не только дюжину, а даже целый гросс ножей в спину".
Правда, сейчас еще есть много людей, которые, подобно плохо выученным попугаям, бормочут только одну фразу:
— Товарищи, защищайте революцию!
Позвольте, да вы ведь сами раньше говорили, что революция — это молния, это гром стихийного Божьего гнева... Как же можно защищать молнию?
Представьте себе человека, который стоял бы посреди омраченного громовыми тучами поля и, растопырив руки, вопил бы:
— Товарищи! Защищайте молнию! Не допускайте, чтобы молния погасла от рук буржуев и контрреволюционеров!”
И ещё:
«Когда я начинаю думать о старой, канувшей в вечность России — то меня больше всего умиляет одна вещь: до чего это была богатая, изобильная, роскошная страна, если последних три года повального, всеобщего, равного, тайного и явного грабежа все-таки не могут истощить всех накопленных старой Россией богатств».
Теперь о Ленине…
Пребывая в эмиграции он очень ждал выхода журнала “Сатирикон”, читал его и восхищался.
Понятно, Аверченко мастерски разоблачал и смеялся в своих рассказах над бытовыми человеческими недостатками.
Получается, что восхищались Аверченко одновременно и русский царь, и губитель России!
Так вот книга “Дюжина ножей в спину революции”, изданная в Париже, но доставленная вождю той самой революции в Россию, очень понравилась Ленину и он о ней написал восторженный отзыв:
“Именно так должна казаться революция представителям командующих классов. Некоторые рассказы, по-моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять”.
Призыв Ленина взяли на вооружение и рассказы Аверченко действительно печатались после революции 1917 года. До той поры, пока, по одной из версий, Максим Горький, будучи на лечении за границей, возмутился тем, что рассказы Аверченко публикуют в новой послереволюционной России.
Не публиковали Аверченко до самой хрущёвской оттепели.
Тогда же, в оттепель, в СССР воскресили забытые книги и имена. Начался «булгаковский» бум, «ильфо-петровский». Вспомнили и об Аверченко. В 1962 году впервые после длительного перерыва в «Правде» появился его рассказ о художниках-модернистах «Крыса на подносе», который год спустя был экранизирован на «Мосфильме».
«Дюжина ножей в спину революции» Аверченко - ностальгия по утраченной Родине. Все его персонажи с тоской вспоминают страну, которую они потеряли. Сквозь смех, да, да сквозь смех и слёзы слышится печаль по утраченной родине, друзьям, прежней жизни.
Последние годы он жил в Праге, жалуется друзьям:
«Тяжело как-то стало писать… Как будто не на настоящем стою…»
И 12 марта 1925 года в пражской городской больнице Аркадий Тимофеевич скончался от болезни сердца. Ему было 44 года.
Пражане заключили тело усопшего русского писателя в металлический гроб и специальный футляр — на тот случай, если кто-то в России возжелает перевезти прах покойного на родину.
Останки Аркадия Аверченко до сих пор покоятся на чужбине — на Ольшанском кладбище в Праге.
Когда-то “Сатирикон” (“Новый Сатирикон”) под редакторством Аркадия Аверченко владел умами петербуржцев и не только.
А есть ли сегодня в России такое печатное издание, которому вы доверяете?

Использован материал:https://fb.ru/article/379609/pervaya-volna-russkoy-emigratsii-prichinyi-predstaviteli-sudbyi-lyudey?ysclid=lcuhegilch577295400
Ваше отншение к сегодняшним печатным СМИ
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Редкого таланта был писатель, сборник его рассказов перечитываю порой, когда жизнелюбие пропадает.
Да, Вячеслав Леонидович, этот автор того стоит!
Ежегодно День российской печати отмечается 13 января. Официально праздник был учрежден в 1991 году, при этом ранее этот день праздновали 5 мая. Почему праздник работников СМИ стали отмечать 13 января!
К СМИ уже отношусь очень осторожно, потому что вранья стало намного больше.
Спасибо за информацию. С удовольствием поддержала вашу статью.
Оксана, очень приятен мне Ваш комментарий!
Подписалась и на Ваши публикации
Печатные издания читаю все реже , все заменяет интернет.