Мболе, саундтрек к жизни и смерти в Камеруне
Это началось как форма музыки, которую пели на поминках, чтобы утешить скорбящих, - теперь это часть культурного мейнстрима Камеруна и мощная форма выражения разочарованной молодежи.
Мболе появился около четверти века назад в бедных районах Яунде, столицы центральноафриканской страны.
Это началось как своего рода обмен во время похоронных бдений между певцом, который придумывал слова и пел их, и «ответчиками», которые пели слова в ответ и задавали ритм, используя ведра, кастрюли или другие инструменты.
«Вы собирали людей, формировали круг и начинали играть, чтобы развлечь людей», — сказал Этьен Комато, 24-летний студент-биолог, выступающий в группе мболе под названием League des Premiers и подписанный на специализированный звукозаписывающий лейбл.
«Сначала мболе подвергали стигматизации — люди смотрели на него как на грязную музыку, вроде рэпа», — сказал он.
«Но под изображением он был адаптируемым и покорял людей».
Мболе распространился на свадьбы, крещения и другие церемонии, постепенно становясь все более изощренным по мере появления таких инструментов, как клавишные и большой западноафриканский барабан джембе.
Около шести лет назад мболе стал популярным, и теперь он считается национальным музыкальным жанром.
«Нет ни одной теле- или радиостанции, на которой не было бы мболе», — сказал Янник Минджа, снявший документальный фильм о подъеме музыки.
«У нас был афро-бит, пришедший из Нигерии, но когда вы слушаете мболе, вы слышите все звуки Камеруна», — сказал он, указывая на традиционные музыкальные формы, называемые бенд скин, макосса и бикутси.
«Мболе — внук бикуци и племянник макоссы, но когда его слышишь, сразу чувствуешь себя камерунцем», — сказал Лайонел Малонго Белинга, выступающий под именем Пети Мало.
Соседские корни
Несмотря на успех в средствах массовой информации, мболе остается универсальной формой самовыражения и по-прежнему в значительной степени укоренен в бедных районах.
Бедность, наркотики и незащищенность - постоянные темы среди молодых исполнителей, некоторые из которых имеют почти культовый статус в своем районе.
В 2016 году Пети Мало записал свой первый хит на мболе «Dans mon kwatta» («В моем районе»), в котором рассказывается о жизни в Нколдонго, захудалом районе Яунде.
Район представляет собой лабиринт, где сточные воды текут ручьями по узким грунтовым улицам.
Во многих домах нет дверей, а только ткань, закрывающая вход, висящая над обувью, показывая, что там живут люди.
На звуки голосов и джембе сбегается соседская молодежь.
«Petit Malo — хороший певец, — сказал 15-летний фанат Herman Sone. «Он поет о мире и надежде и о многом хорошем».
Певицы также прокладывают свой путь в жанре, который «по-прежнему очень ориентирован на мужчин», — сказала 29-летняя Жанна Манга, которая, как исполнитель Джей-Ни, создала группу мболе только для девочек.
По ее словам, мболе — прекрасное средство для осуждения сексизма.
«В своих текстах я говорю, например, о мужчинах, которые приглашают женщин на свидания, а затем ожидают сексуальных услуг взамен», — сказала она. «Мы не мишени, и mbole дает нам возможность заявить об этом».