Особенности административной ответственности несовершеннолетних граждан
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН
В статье исследуются проблемы административной ответственности несовершеннолетних граждан. Предлагаются пути решения данной проблем, так как снижение роста молодежной преступности, а также повышение эффективности ее профилактики является наиболее актуальной и социально значимой задачей современного общества.
Ключевые слова: административная ответственность несовершеннолетних граждан, совершение преступлений несовершеннолетними, защита прав несовершеннолетних, признаки надлежащей ответственности несовершеннолетних.
В настоящее время проблема административной ответственности несовершеннолетних граждан обострилась не только в связи с реформированием действующего законодательства о молодежной политике в России, но и в связи с увеличением количества правонарушений среди несовершеннолетних.
Развитие административной ответственности несовершеннолетних граждан связано с возникновением и развитием института административной ответственности в России. Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., в связи с введением административной ответственности предусматривались следующие наказания: несовершеннолетние в возрасте от 10 до 17 лет приговаривались к штрафу, равному половине размера, установленного Уставом; судья не мог наказывать несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а отдавал их родителям, родственникам или опекунам для «семейного исправления».
В период с 1917 по 1980 годы не было ни одного нормативного правового акта, содержащего процессуальные и материальные нормы административного права. Эти нормы нашли отражение в различных законодательных актах. Местным органам власти предоставлены широкие полномочия по применению административных санкций. Почти все дела о несовершеннолетних правонарушителях рассматривает Комиссия по делам несовершеннолетних, которая была создана декретом СНК РСФСР в 1918 г. Основная идея декрета – исправление лиц, отнесенных к несовершеннолетним гражданам в воспитательных целях.
В 1984 году был принят Кодекс об административных правонарушениях РСФСР, ставший первым в России кодифицированным государственно-правовым актом по вопросам административной ответственности. Новый этап в создании и развитии правовых норм об административной ответственности связан с принятием в 2001 году действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На сегодняшний день административная ответственность несовершеннолетних (а также аналогичная ответственность родителей) определяется как форма государственного реагирования на административные правонарушения в виде административного принуждения таких субъектов путем наложения на них конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями за нарушение административных норм.
Правомерность ответственности несовершеннолетних граждан и их родителей должна оцениваться комплексно, так как необходимо ограничение ответственности субъектов за правонарушение несовершеннолетних.
Административная ответственность родителей обеспечивается за нарушение несовершеннолетним гражданином принципов законности, несовершеннолетний не несет личной ответственности, но подлежит иным мерам правового воздействия. В результате такие преступления несовершеннолетних являются частью причин, влекущих за собой административную ответственность родителей, и отдельным поводом для применения ими собственных средств принуждения.
В соответствии с действующим законодательством круг лиц, привлекаемых к ответственности за административные правонарушения по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничивается возрастом до 16 лет.
С учетом особенностей физического и психического развития несовершеннолетних (лиц моложе 18 лет) законом устанавливаются дополнительные меры защиты их интересов в административном.
Можно выделить следующие признаки административной ответственности несовершеннолетних:
1) административная ответственность несовершеннолетних граждан отличается степенью лишения или ограничения прав и свобод по сравнению с совершеннолетними;
2) к несовершеннолетним не применяются те же меры наказания, что и к взрослым (например, административный арест);
3) административная ответственность несовершеннолетних граждан наступает только за правонарушения, отнесенные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях к общественно опасным административным правонарушениям;
4) кроме несовершеннолетних граждан к ответственности за административные правонарушения могут привлекаться и их родители.
В основном, к несовершеннолетним гражданам применяются два вида административного наказания – предупреждение и административный штраф. КоАП РФ не устанавливает специальных административных взысканий в отношении несовершеннолетних, но устанавливает особенности применения индивидуальных административных взысканий.
По мнению некоторых исследователей, необходимо введение новых административных санкций. Например, возложение на мелких преступников общественно полезной работы по уборке общественных пространств и их благоустройству с трехчасовым рабочим временем. Такие меры целесообразны, учитывая различное материальное положение несовершеннолетних и их родителей. При наличии у несовершеннолетнего самостоятельного дохода (или имущества) на него будет наложен соответствующий штраф. При отсутствии самостоятельного дохода на его родителей (законных представителей) налагается штраф. Кроме того, требуя правильного наказания несовершеннолетнего гражданина, необходимо учитывать его возрастные и психологические особенности, ведь основная цель не наказать, а воспитать преступника.
К сожалению, КоАП РФ не устанавливает, кто и в каком порядке определяет вменяемость, поскольку КоАП РФ не указывает на возможность проведения судебно-психиатрической экспертизы. Также есть основания полагать, что у несовершеннолетнего имеется психическое расстройство, то необходима психиатрическая экспертиза. Предлагается поручить это дело соответствующим медицинским учреждениям, которые совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проведут обследование несовершеннолетних на наличие психических расстройств, определят их права, обязанности и порядок осмотр несовершеннолетних, направление их на психиатрическую экспертизу в соответствующих постановлениях.
Меры государственного принуждения в отношении несовершеннолетних граждан преследуют воспитательные цели и в основном направлены на выявление опасного поведения несовершеннолетнего гражданина.
Дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних рассматриваются судами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может принимать следующие воспитательные меры:
– передвижение под присмотром родителей или опекунов, опекунов или социальных педагогов;
– предупреждение;
– направление в специальное лечебно-воспитательное учреждение;
– устройство несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения для детей и подростков. Например: специальные школы, специальные профессиональные училища;
– определение обязанности несовершеннолетнего извиниться перед потерпевшим публично или в иной форме.
Как показывает практика, эти меры не всегда эффективны. Поэтому необходимо реформировать законодательство, устанавливающее административную ответственность несовершеннолетних.
В целях совершенствования административной ответственности несовершеннолетних необходимо: дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях главой «Административная ответственность несовершеннолетних», в которой должны быть установлены цели административной ответственности несовершеннолетних; функции органов, привлекающих несовершеннолетних в суд; виды административных взысканий, применяемых к несовершеннолетним; обстоятельства, смягчающие и осложняющие административную ответственность несовершеннолетних; основания освобождения несовершеннолетних от административной ответственности.
Необходимо:
1) в главе "Административная ответственность несовершеннолетних" необходимо установить правило о том, что несовершеннолетние граждане, которые в момент совершения административного правонарушения не в полной мере сознают истинный характер своих действий или бездействия и общественную опасность, либо ознакомившись с контролем, он должен пройти комплексное нервно-психологическое обследование в медицинских учреждениях.
2) установить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях порядок проведения судебной психолого-психиатрической экспертизы, которым устанавливается порядок проверки несовершеннолетнего на наличие психических расстройств.
3) в главе «Административная ответственность несовершеннолетних» установить возраст административной ответственности несовершеннолетних, которым в исключительных случаях устанавливается возможность привлечения несовершеннолетних к административной ответственности в зависимости от опасности преступления, совершенного ими с детства с возраст 14 лет.
4) закрепить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних, наиболее часто совершающих правонарушения, наказания в виде принудительных работ вместо штрафов, обеспечить неотвратимость ответственности несовершеннолетних правонарушителей за административные правонарушения. Кроме того, одним из ключевых элементов совершенствования социальной политики в отношении несовершеннолетних должно стать совершенствование работы Комиссии по делам несовершеннолетних и подростков.
В заключение хотелось бы сказать, что для совершенствования средств профилактики молодежной преступности все же необходимо серьезно отнестись к созданию ювенальной юридической практики, вникнуть во все тонкости, нюансы и причины молодежной преступности. Данные меры будут направлены на совершенствование института административной ответственности несовершеннолетних, что впоследствии повысит эффективность мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Родители или опекуны также не должны забывать проводить воспитательные беседы с несовершеннолетними; для профилактики правонарушений несовершеннолетних необходимо обратиться к школьному психологу или к психологу в медицинском учреждении.