Трудно быть богом /2013/
Внимание! Я решил забить свою ленту уже созданными [своими] статьями и эссе в рамках эксперимента на то, сколько можно заработать здесь на неоригинальных статьях. Если вы не хотите получать миллион сообщений в день по каждой статье, отпишитесь!
Все статьи, которые я буду публиковать, уже опубликованы на моём Яндекс. Дзен и в LiveInternet. Легко найти.

Реж: Алексей Герман
Какой-то кошмар, а не фильм. Чтобы показать сверхчеловечность Руматы, все остальные персонажи низведены до уровня прямоходячего скота.
Персонажей чертовски много, они кружат в кадре, в маленьких камерах якобы Арканара. Ни улиц по сути, ни залов, ни палат. Скотский двор, сараи, подвалы, холодильники.
Я, конечно, давно читал книгу, но не помню, чтобы там была такая толчея и грязь. Постоянно гадят птицы, постоянно персонажи перемазываются в дерьме, постоянно нюхают говно, собирают говно в мешочки, в баночки, топят друг друга в говне, ссут в кадре, и кажется жрут говно.
Все поголовно, кроме Руматы и пары "землян", — дебилы. Даже девушка из благородного дома, в которую был влюблён Румата, и из-за смерти которой у него произошёл срыв.
Общение актёров происходит на уровне: я что-то говорю, но мне плевать, чего ты там говоришь. Этот "фирменный" стиль Германа, когда он снимает "реакцию", не работает, если он снимает голые жопы и бездарный отыгрыш.
Какая-то бессмысленная съёмка длинными планами-сценами, когда в кадр постоянно что-то лезет: верёвки, колбасы, цепи, жопы, говно.
Какое-то бессмысленное разрушение четвёртой стены, когда актёры поворачиваются в камеру и что-то говорят зрителю. Зачем? Какой эффект это даёт? Что мы — участвуем в происходящем? Но ведь это разрушает изолированность Арканара, его средневековую отсталость. Зритель должен быть вырван из контекста времени, а мы оказываемся втянуты в несбывшееся будущее, на планету, прозябающую в средневековье.
Хотя, я знаю, какой эффект это создаёт. Мы становимся как бы учёными-натуралистами, которые наблюдают за жизнью животных (в т.ч. и Руматой). И животные на натуралистов поглядывают так искоса, но как на вещь инородную, не участвующую в фунциклировании экосистемы.
То есть весь фильм — это зоопарк... зверинец, клетка с обезьянками, которые бросаются друг в друга дерьмом. Но чувствует ли себя при этом зритель человеком (богом)? Вот в чём вопрос.
При такой постановке сюжет отодвигается на второй план. Если вы не знакомы с книгой — не поймёте ничего.
Философские мысли отодвигаются на второй план, потому что образ Руматы не работает — он такой же зверь, как и средневековое быдло. У Руматы-Ярмольника нет права задавать вопросы от имени божества, потому что мы смотрим на него, как на животное, более приспособленное к выживанию. К тому же, судя по его отыгрышу, ему на всё плевать.
Герман всё просрал и обосрался в этом фильме. И да, я смотрел допы. Как он пытается вытянуть и оправдать, как его жена пытается вытянуть и оправдать. Но это всё — чепуха. В книге Стругацких — с избытком мыслей и философии, нужно просто переложить на киноязык. Но нет... Видимо не даёт покоя зависть к таланту Тарковского, который потрясающе снял "Сталкера".
Я знаю, что Герман помер, и о покойниках либо хорошо, либо никак, но раз уж он заставил Стругацких вертеться в гробу, то и мне можно слегка его потыкать.
Сразу скажу насчёт "Тарковского, который потрясающее снял *Сталкера*". Нет у нас экранизаций фантастики, которые можно было бы назвать "потрясающими", и "Сталкер" - не исключение. Серая беспросветная лента , страшные люди, невнятные события. Те, кто не читал роман Стругацких, могут вообще ничего не понять. Теперь к фильму "Трудно быть богом". Ярмольник очень хорош в роли "цыплёнка табака" или сына барона Мюнхгаузена, но Румата Эсторский - совсем другой типаж, тут юмора и близко нет. Роль драматического плана, в конце романа переходящая в трагическую. Значит, самого главного" попадания в роль" уже не произошло. А дальше как по накатанной, все хуже и хуже. Я очень люблю этот роман Стругацких, перечитывала несколько раз, и у меня сложились чёткие образы самого главного героя и остальных участников повествования. Фильм вообще не по книге, так, фантазии режиссёра. Вспомните хотя бы "Обитаемый остров", - та же фигня. Увы, факты - упрямая вещь: не умеете - не беритесь, не портите впечатлений от книг!
Да, лучше не браться за экранизацию, если не понимаешь, что экранизируешь.
С другой стороны, экранизация "по мотивам" не требует строгого следования букве книги. Навскидку вспоминаются мультики про Винни-Пуха и Карлсона, Мумий-Троллей и то же самое Простоквашино. Это прекрасные самостоятельные произведения. И вот тут я вынужден не согласиться по поводу "Сталкера" (может я, конечно, изменю своё мнение, потому что смотрел фильм уже очень давно, а тогда был юн, молод и горяч), ведь "Сталкер" — это не экранизация книги, как таковой, это именно фильм по мотивам. Это фильм - разочарование, разочарование художника в действительности. Стругацкие и Тарковский совпали в своём разочаровании и предвосхитили упадочные настроения восьмидесятых. Хорошо видно дальше, если проследить хронологически их творчество, какой вехой изменения настроений и смыслов был фильм. Ну а по моим ощущениям фильм прекрасен. Надрыв, надлом, освобождение через переосмысление действительности. Герои вернулись обновлёнными людьми, и тогда меня это очень впечатлило и окрылило.
Вероятно, не стоит сначала читать произведение, а потом смотреть его экранизацию. Хочешь-не хочешь, происходит сравнение этих абсолютно разных видов творчества, часто не в пользу последних, как в этом случае.