Пикассо: гений, сокрушающий женщин
Мероприятия по всему миру приурочены к 50-летию со дня смерти испанского художника в рамках программы «Праздник Пикассо 1973-2023». От художественного гения до токсичной мужественности — взгляд на его наследие.
За семь десятилетий плодотворной творческой деятельности Пабло Пикассо создал тысячи картин и скульптур во многих авангардных стилях.
Он остается одним из самых прибыльных художников на аукционах по всему миру; его работы оцениваются в сотни миллионов долларов. Его «Женщина, сидящая у окна» была продана за 103 миллиона долларов (98 миллионов евро) на Christie's в Нью-Йорке в мае 2021 года, а в 2015 году его «Женщины Алжира» были проданы за 179 миллионов долларов.
В 2023 году международная культурная программа приурочена к 50-летию со дня смерти известного артиста. Под лозунгом «Праздник Пикассо 1973-2023» специальные выставки пройдут не только в его родной Испании, но и во Франции, Германии и США, среди других стран.
В то время как его художественный гений безошибочен, те, кто пересматривает его наследие, все чаще обсуждают его женоненавистничество после движения #MeToo.
Вот взгляд на его карьеру.
Вундеркинд живописи
Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге, на юге Испании.
Его отец, дон Хосе Руис-и-Бласко, был самостоятельным художником и зарабатывал на жизнь рисованием птиц и животных, а также учителем рисования. Он начал учить сына рисованию, когда ему было всего семь лет.
В 13 лет Пикассо начал учиться в барселонской Школе изящных искусств Escola de la Llotja, где также преподавал его отец, а два года спустя он написал свою первую масштабную картину маслом под названием «Первое причастие» для выставки в город. Работа считается его первым шедевром.
В 1897 году он перешел в Real Academia de Bellas Artes de San Fernando в Мадриде, но предпочитал изучать произведения искусства в музее Прадо, где внимательно рассматривал картины Диего Веласкеса, Рембрандта, Иоганнеса Вермеера и Франсиско Гойи.
Пикассо переехал в Париж в начале 1900-х годов.
Художественные периоды
Творческую жизнь Пикассо можно разделить на множество этапов.
Первый этап, известный как «Голубой период», длился с 1901 по 1904 год и, как широко признано, был вызван самоубийством друга Пикассо, испанского поэта Карлеса Касагемаса. Первая картина этого периода, названная «Смерть Касагемаса» (1901 г.), символизирует мрачное настроение и характерные для нее оттенки синего.
Затем последовал розовый период (1904-1906), когда Пикассо рисовал в оттенках розового, светло-голубого и оранжевого. В том же году он закончил «Портрет Гертруды Стайн» вскоре после знакомства с американской писательницей.
Эта фаза широко описывается как более счастливый этап в жизни художника, и именно в этот период он встретил Фернанду Оливье, французскую художницу, которая впоследствии стала его музой и любовницей.
Увлечение кубизмом
Благодаря своей скандальной работе «Авиньонские девицы» (1906–1907) Пикассо приобрел всемирную известность как лидер современного искусства. Причудливое искажение форм женского тела разбило все прежние представления о перспективе. Картина считается новаторским произведением кубизма.
Вместе с Жоржем Браком Пикассо продолжил развитие кубизма в последующие годы. Его творения в этот период включают «Девушку с мандолиной» (1910) и «Натюрморт с бутылкой рома» (1911).
Заявления против войны
Среди самых известных работ Пикассо — «Герника» (1937), картина, ставшая синонимом антивоенного выражения. Он нарисовал ее в ответ на нацистскую бомбардировку баскского города на севере Испании по приказу генерала Франко.
«Герника» с элементами кубизма также ознаменовала переход художника к сюрреализму.
Среди других антивоенных работ — «Склеп» (1944–45), посвященный Холокосту, и «Резня в Корее» (1951), а также голуби свободы — мотив, к которому он был привлечен с тех пор. он был ребенком.
Ядовитая мужественность Пикассо
В последние годы, особенно после появления движения #MeToo, женоненавистническое отношение Пикассо к своим возлюбленным стало объектом пристального внимания.
Художественные комментаторы, такие как Шеннон Ли в журнале Artspace, считают, что женоненавистничество Пикассо нуждается в реконтекстуализации в его работах: «Сам Пикассо заметил, что все его работы можно разделить на семь различных стилей, каждый из которых является документом его отношений с семью женщинами в его работах. Его жизнь — Фернанда Оливье, Ева Гуэль, Ольга Хохлова, Мари-Тереза Вальтер, Дора Маар, Франсуаза Жило и Жаклин Рок».
Пикассо, пишет Ли, «создал исключительно несчастную жизнь почти каждой женщине, которую, как он утверждал, любил».
Ли также цитирует внучку Пикассо Марину, которая написала «Пикассо, мой дедушка» (2001): «Он подчинил их своей животной сексуальности, приручил их, заколдовал, проглотил и раздавил на своем холсте. После того, как он провел много ночей извлекая их сущность, как только они будут обескровлены, он избавится от них».
Пикассо изобразил себя мифическим Минотавром на нескольких своих картинах; его музы были жертвами звериной агрессии.
«Честно говоря, в наши дни довольно трудно чувствовать себя плохо из-за парня, который рисует мифологическую версию себя как «зверя», буквально насилующего женщин в бесчисленных случаях», — пишет Ли в Artspace.
Франсуаза Жило, художница, в которую Пикассо влюбился, когда был в отношениях с Дорой Маар, рассматривается как исключение из правил. Жило родила ему двоих детей, Клода и Палому, и считается единственной женщиной, покинувшей Пикассо.
В возрасте 81 года Пикассо женился во второй раз на Жаклин Рок, которая была моложе его на 46 лет. Они жили вместе до его смерти. Вскоре после этого она покончила жизнь самоубийством.
Последние годы
Согласно веб-сайту Музея Пикассо в Париже, последние годы Пикассо характеризовались безумием художественной деятельности и выражением одержимости художника эротизмом. В 1966 году на выставке картин и скульптур художника в Париже также была представлена «Пара», на которой изображены обнимающиеся мужчина и женщина, и это оригинальное произведение, затрагивающее тему любви и сексуальности.
Три года спустя выставка в Папском дворце, также в Париже, вызвала скандал из-за эротики картин и их гигантских размеров.
К 1972 году художник как будто готовится к смерти: он создал серию портретов, где голова заменена маской, иногда приобретающей вид черепа со скрещенными костями.
Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене, недалеко от Канн.

ИСТОЧНИК:https://www.dailyfinland.