«Самый длинный в мире речной круиз» может угрожать находящемуся под угрозой исчезновения дельфину Ганга, предупреждают эксперты
Роскошный круиз был провозглашен началом новой эры индийского туризма. Но защитники природы опасаются последствий увеличения речного трафика и загрязнения.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди официально запустил «самый длинный в мире речной круиз» из города Варанаси в штате Уттар-Прадеш. Роскошное путешествие продлится 51 день, пройдя 3 200 км через Дакку в Бангладеш до Дибругарха в Ассаме, пересекая 27 речных систем.
Трехпалубный MV Ganga Vilas с 18 люксами является последним предприятием в тенденции круизного туризма в Индии, продвигаемой правительством. Моди приветствовал круизную индустрию на Ганге как «знаковый момент», который возвестит о новой эре туризма в Индии.
Тем не менее, экологи и защитники природы говорят, что рост круизов может нанести долгосрочный ущерб среде обитания дельфина реки Ганг
MV Ganga Vilas пройдет через деревню Кайтхи, в 30 км от Варанаси на слиянии рек Ганг и Гомти, где глубокая вода и более медленные течения вокруг перекрестка обеспечивают безопасную среду обитания для исчезающего дельфина. В октябре чиновники по охране дикой природы заметили стаю с детенышами и оценили количество дельфинов в этом районе от 35 до 39.
Это одна из нескольких охраняемых мест обитания китообразных на маршруте круиза, в том числе заповедник гангских дельфинов Викрамшила в Бихаре.
Platanista gangetica является одним из двух видов пресноводных дельфинов в Южной Азии, наряду с Platanista minor или дельфином реки Инд, найденным в Пакистане и реке Беас на севере Индии. Дельфин реки Ганг сталкивается с рядом угроз, включая загрязнение воды, чрезмерную добычу воды и браконьерство.
«Круизы являются опасным предложением в дополнение ко всем существующим рискам для дельфинов», - сказал Равиндра Кумар Синха, чьи усилия по сохранению привели к тому, что правительство определило гангских дельфинов как охраняемый вид в 1990-х годах. В последние годы их число возросло: около 3 200 в Ганге и 500 в Брахмапутре, благодаря улучшению водных условий и природоохранным инициативам. Но Синха опасается, что круизный туризм сведет на нет эти достижения. Он считает, что гангские дельфины могут последовать за судьбой дельфинов Байцзи в Китае, которые были объявлены функционально вымершими в 2006 году из-за увеличения речного трафика на Янцзы. «Нет никаких сомнений в том, что помехи от круизов серьезно повлияют на дельфинов, которые чувствительны к шуму», - сказал он.
Гангские дельфины «почти слепы» и перемещаются по мутным водам и добывают пищу, используя эхолокационные щелчки. Джагдиш Кришнасвами, экогидролог из Индийского института населенных пунктов в Бангалоре, сказал: «Подводное шумовое загрязнение из-за увеличения трафика круизных, грузовых судов и механизированных лодок мешает эхолокации щелчков, что затрудняет само их существование».
Исследование, проведенное кришнасвами и тремя другими экспертами в 2019 году с использованием устройств обнаружения китообразных и морских свиней для регистрации щелчков эхолокации, обнаружило серьезные изменения в акустических реакциях гангских дельфинов от высокого подводного шума из-за моторных судов. Хроническое воздействие шума повысило уровень стресса, что привело к усталости, и изменило поведение кормильцев, заставляя их кормиться больше, чтобы компенсировать потерю энергии. Дезориентация от длительной реакции на подводный шум также увеличивает риск столкновения с судами и запутывания лопастями гребного винта, что приводит к травмам или смерти.
Круизы между Варанаси и Калькуттой начались в 2009 году. Но финансируемый Всемирным банком проект по развитию внутренних водных путей, называемый проектом Джал Марг Викас или Национальный водный путь-1 (NW-1) на Ганге, используется правительством Бхаратия Джаната Парти для стимулирования туризма и содействия движению грузов «экологически чистым способом».
Кашиф Сиддики, директор по маркетингу Antara cruises, сказал, что круиз MV Ganga Vilas был настолько популярен, что поездки были распроданы в течение следующих двух лет. «Мы соблюдаем все экологические меры предосторожности и правительственные руководящие принципы», - сказал он. В рекламном материале для круиза говорится: «С принципами устойчивого развития в его основе, Ganga Vilas включает в себя технологии предотвращения загрязнения и контроля шума, чтобы почтить древние реки, через которые проходили».
В настоящее время около 100 круизов работают на маршрутах NW-1 Ganges и NW-2 Brahmaputra, причем правительство стремится увеличить их число в 10 раз. Развитие в таких масштабах, по словам экологов, будет иметь огромные неблагоприятные последствия для речной экосистемы. В 2019 году заповедник дикой природы черепах, охватывающий 7-километровую охраняемую территорию в Ганге в Варанаси, был деноминирован, что, по словам критиков, было шагом по открытию района для развития водного пути.
Существуют также опасения по поводу высоких вибраций и шума от дноуглубительных работ для поддержания минимальных глубин для навигации круизных судов по маршруту NW-1 Ганг.
Экологическая оценка, проведенная Управлением внутренних водных путей Индии, показала, что поведенческие изменения у рыб, дельфинов и черепах из-за шума дноуглубительных работ «могут быть незначительными» и смертность не ожидается, поскольку эти организмы «обычно удаляются от мест дноуглубительных работ».
Тем не менее, Сунил Кумар Чаудхари, член комитета по омоложению, защите и управлению Ганга штата Бихар, сказал: «В отличие от океана, речной ландшафт ограничен, и дельфины не имеют обширной территории для маневра во время дноуглубительных работ».
Авли Верма, исследователь из центра Manthan Adhyayan Kendra в Пуне, который изучает политику в области водных и энергетических ресурсов, сказал, что правительство отменило необходимые экологические гарантии в пользу подхода «легкости ведения бизнеса».
«Если сегодня не будут применяться принципы предосторожности, водные пути не будут устойчивыми в долгосрочной перспективе. Вы не можете рекламировать круизы по Ганге как экотуризм, подвергая опасности среду обитания и существование гангских дельфинов».
Узнайте больше о возрасте вымирания здесь и следите за репортерами по биоразнообразию Фиби Уэстон и Патриком Гринфилдом в Твиттере для всех последних новостей и функций