Интересное кино прошедшего 2022 года, от «Аватара» до «Все повсюду»
Кинобизнес претерпевает изменения, вызванные снижением кассовых сборов, поскольку все больше людей предпочитают развлекаться, не выходя из дома. Это также заставляет несколько иначе взглянуть на фильмы, вышедшие в 2022 году, - от самых разочаровывающих до самых приятных.
"Удовлетворительный" в данном случае отличается от традиционных списков "лучших из лучших", которые составляют многие критики, поскольку он позволяет включить в него более популистские фильмы, которым удалось хорошо выполнить то, что они задумали.
Как оказалось, такой подход также отражает год, в котором многие из традиционных фильмов-приманок для наград были в той или иной степени несовершенны, а некоторые из самых громких коммерческих фильмов (см. сиквелы "Бэтмена" и "Тора", "Черной пантеры" и "Доктора Стрэнджа") в той или иной степени не оправдали ожиданий.
Что касается сиквелов, попавших в список, то в кинобизнесе, построенном на франшизах и опирающемся на знакомые сюжеты, задача успешного сиквела жизненно важна для финансового здоровья индустрии и, с творческой точки зрения, заслуживает аплодисментов, если все сделано правильно.
Что касается пропусков, стоит отметить, что в этом году было много фильмов от известных режиссеров, включая Даррена Аронофски, Ноя Баумбаха, Дэмиена Шазелла, Антуана Фукуа, Мартина МакДонаха, Сэма Мендеса и Дэвида О. Рассела, которые рассматривались, пересматривались и не были включены. Действительно, если в этом году и было какое-то предубеждение, то оно было в сторону фильмов, которые были широко развлекательными, за некоторыми исключениями.

"Аполлон 10 ½: Детство космической эры": Ротоскопический взгляд Ричарда Линклейтера на свою юность, выросшую в тени НАСА, - это своего рода легкомысленное ностальгическое упражнение, которое действительно иллюстрирует, какой была жизнь тогда, в эпоху, когда телевизоры были маленькими и вы повсюду брали с собой телефон.

"Аватар" взял довольно простую историю и приукрасил ее потрясающими визуальными эффектами, сделав данное кино обязательным к просмотру товаром и рекордным хитом. Тринадцать лет спустя, преодолевая совсем другие театральные приливы и отливы, режиссер Джеймс Кэмерон снова сделал это с фильмом "Аватар: Путь воды" - передовой работой, которая возрождает чувство удивления и требует, чтобы ее посмотрел каждый, кто еще не потерял интерес к просмотру фильмов в кинотеатрах.
Хотя Кэмерон (сценарий которого написан в соавторстве с Риком Яффе и Амандой Сильвер) уже объявил о планах создания нескольких сиквелов "Аватара", режиссер вложил в эту 190-минутную эпопею столько технических премудростей, размаха и масштаба, что создается впечатление, будто он подошел к ее съемкам так, будто другой такой картины может и не быть, оставив все на волю случая - точнее, на волю волн.
Кроме того, в "Пути воды" появляется совершенно новая субкультура на'ви, обитателей рифов, с их собственными эволюционными адаптациями и удивительной фауной, с которой они связаны, что является оригинальным браком с хорошо задокументированной любовью Кэмерона к океану и его исследованию - импульсом, которому он потакает со времен "Титаника" четверть века назад.
Как и в фильме 2009 года, сюжет "Пути воды" вряд ли можно назвать новаторским; это скорее ловко собранный трактат о грехах империализма, экологическое послание и, в качестве главного изменения, семейная динамика, построенная таким образом, чтобы позволить каждому из детей решать свои проблемы, но в значительной степени избежать ошибок в стиле канала Дисней, которые могли бы последовать.
Действие сиквела происходит много лет спустя, Джейк Салли (Сэм Уортингтон) и Нейтири (Зои Салданья) теперь гордые родители четырех детей, которые по-прежнему находят время для "вечеров свиданий", состоящих из эйфорического парения над ландшафтом Пандоры.
"Счастье - это просто", - объясняет Джейк за кадром, пока "небесные люди" не возвращаются, чтобы снова захватить их рай, на этот раз мотивированные дилеммой, вдохновленной "WALL-E", когда Земля загрязнена до такой степени, что становится непригодной для жизни, что заставляет командира этой миссии (в исполнении Эди Фалько) говорить о необходимости "умиротворить врага".
Из соображений защиты своей семьи, которую Джейк неоднократно называет главной миссией своего отца, он решает найти убежище у вышеупомянутого клана водников, Меткаинов. Он находит более радушный прием у их короля (Клифф Кертис), чем у их королевы (Кейт Уинслет, которую можно описать как воссоединение "Титаника" и даже больше).
Побег, конечно, лишь отсрочит, казалось бы, неизбежные распри, но он дает шанс познакомиться с богатой новой культурой, а также подвергнуть родителей и их потомство адаптации к новому окружению. Дети, в частности, должны справиться с личностными особенностями и мелочностью, связанными с превращением в новых детей на рифе.
Кэмерон не избегает мелочей, связанных со всем этим, он наслаждается ими и приглашает зрителей сделать то же самое. С первых поразительных 3D-изображений, которые практически выпрыгивают с экрана, "Путь воды" купается в скорости и движении, как будто все это кастинг для неизбежных дополнений к тематическому парку Disney World.
Простота сюжета позволяет использовать ослепительные визуальные эффекты и самые современные методы съемки, которые, несмотря на меньшее количество человеческих персонажей, на этот раз достаточно достоверны, так что почти никогда не возникает ощущения, что смотришь анимационный фильм.
Подобным образом Кэмерон растягивает эпизоды на длительные отрезки времени, но он редко создает скучные моменты, за исключением финальной битвы, в которой постоянно возникают угрозы и побеги, которые можно было бы сократить или урезать.
Однако это замечание - лишь придирка к фильму, который убедительно доказывает необходимость уникального опыта посещения кинотеатров, не позволяя зрителю почти не сопротивляться его мускулистости и мощи.
Как уже отмечалось, многое изменилось с тех пор, как Кэмерон представил На'ви, включая корпоративное владение самой собственностью, которая, первоначально созданная компанией Fox, теперь является частью Disney.
Однако, в результате, "Путь воды" развеивает любой скептицизм относительно того, что возвращение на Пандору может быть слишком поздним или слишком долгим. Для франшизы, которая популяризировала фразу "Я вижу тебя", режиссер создал продолжение, которое действительно привлекает особое внимание для того, чтобы смотреть его не на диване, а на самом большом экране, который только можно найти.
Премьера фильма "Аватар: Путь воды" состоится в кинотеатрах США 16 декабря. Фильму присвоен рейтинг PG-13.