Леопарды для Украины? Почему так сложно обслуживать танк
Еще ничего не решено. Но если Германия поставит Украине старые танки Leopard, их придется переоборудовать. На это уходят месяцы – собственно, почему?

Убирайся, убирайся, убирайся – почти все должно было убраться. На протяжении многих лет Бундесвер и другие европейские армии значительно сокращали свои запасы военной техники. В Рокенсусре, районе провинциального города Эбелебен в Тюрингии, есть особая свалка металлолома. Здесь компания Battle Tank Dismantling GmbH с 1991 года разобрала и утилизировала тысячи колесных и гусеничных бронированных машин на запчасти.
Между тем, фирма принадлежит оружейному предприятию Krauss-Maffei Wegmann (KMW), производителю основных боевых танков Leopard. На протяжении многих лет KMW вместе с другими партнерами, такими как, например, Rheinmeta**ll, произвела 4700 Leopard 1 и продала их во многие страны. Leopard 2 было построено более 3500 штук, производство здесь продолжается до сих пор.
Кладбище танков в Тюрингском бассейне хорошо видно даже со спутников из космоса – это было важно для контроля над вооружениями. Но, возможно, в конце концов, не все танки там на самом деле будут списаны. В дебатах о военной помощи Украине большую роль играет сравнительно старая военная техника, которая должна поступать, по крайней мере, частями, со складов оборонной промышленности. Обсуждается – даже если до сих пор у федерального правительства нет политических обязательств по этому поводу – в частности, основные боевые танки типов Leopard 1 и 2.
Древний танк Leopard 1 не стоял на вооружении войск около 20 лет. Украина хочет иметь боевые машины, которые считаются быстрыми и подвижными, хотя их тонкая броня, прежде всего, является проблемой. Поставлять придется промышленности. Еще лучше, если бы в Киеве был значительно более мощный Leopard 2. Эксперты считают, что потребуется около 100 таких устройств, чтобы иметь существенное значение на поле боя. Из различных версий Leopard 2 у Немецкой армии около 300 штук – на данный момент войска получают новейший вариант 2A7V, оснащенный улучшенной пушкой, более мощным двигателем и защитой. Те, кто не хочет трогать скудный инвентарь войск, также должны будут прибегнуть к запасам производителей для получения помощи от Украины.
Кстати, так уже произошло с так называемым кольцевым обменом, когда Германия передает Leopard 2 из запасов Rheinmeta**ll Чехии и Словакии, которые, в свою очередь, отправляют в Украину танки Т-72 советского производства.
Откуда у компаний подержанная техника для таких магазинов?
В принципе, неудивительно, что промышленность располагает значительными объемами военной техники, - говорит Рафаэль Лосс из Европейского совета по международным отношениям в Берлине. Производители частично выкупили неиспользуемые запасы с девяностых годов, например, у Бундесвера – »в ожидании того, что в какой-то момент они смогут их перепродать«.
Ну, это может быть так далеко. В каких местах расположены промышленные склады, мало что известно широкой публике. Свалка в Рокенсусре является исключением, в том числе на складах Фленсбургской компании FFG стоит большее количество Леопард 1. Но в целом информация о масштабах запасов отсутствует, что является прозрачным. Однако глава Rheinmeta**ll Армин Паппергер недавно заявил »Бильд в воскресенье«, что у его компании все еще есть 22 Leopard 2, которые можно »подготовить к эксплуатации и доставить в Украину«. У Leopard 1 осталось около 88 машин. »Но мы не можем обслуживать эти танки без заказа, потому что их стоимость составляет несколько сотен миллионов евро«.
Интересно, что в апреле прошлого года Паппергер заявил, что первый Leopard 1 может быть доставлен в течение шести недель при условии – до сих пор отсутствующего – политического согласия. Однако в интервью глава компании сказал, что ремонт Leopard займет »не более года«. Машины будут »не только перекрашены«, но и »должны быть переоборудованы для использования в военных целях«. Это означает: »Они будут полностью разобраны, а затем восстановлены заново.« Даже если завтра будет принято решение о поставке танков в Киев, »поставки продлятся до начала следующего года«, - сказал он.
Может быть, доставка все-таки возможна быстрее?
Хотя, похоже, что график не такой уж и плотный, во вторник вечером »ФАС« со ссылкой на отраслевые круги сообщила, что уже в этом году может быть поставлено от десяти до 15 исправных основных боевых танков типа Leopard 2. По его словам, поставка возможна с октября или ноября – если будет заказан немедленно. По его словам, возможна поставка одного Leopard 2 в неделю. Германия также может отправить Украине дополнительные машины, но только в том случае, если Чехия и Словакия, например, в обмен на кольца, получат свои танки, обещанные на этот год, только позже.
Такие договоренности не являются немыслимыми, поэтому Египет отложил приемку немецкой системы ПВО типа »Ирис-Т«, которая впоследствии могла быть поставлена в Украину.
Также о Leopard 1 есть информация в отчете »FAZ«: таким образом, из 88 танков этого типа, имеющихся на вооружении промышленности, 80 можно было бы отремонтировать. А из них, в свою очередь, 20 экземпляров могут быть готовы »через восемь месяцев с момента заказа«.
И все же остается вопрос, зачем нужно так много времени. Rheinmeta**ll и KMW не ответили на запросы SPIEGEL по этому поводу в понедельник, как и государственная компания HIL, которая занимается обслуживанием от имени Бундесвера. В частной компании, которая знает толк в танках, но не хочет, чтобы ее название было обнародовано, есть несколько ответов.
Когда вы спрашиваете там профессионала, что, скажем, нужно переделать на Leopard 1, прежде чем его можно будет отправить в Украину, мужчина слышно вздыхает. Потому что ответ на вопрос, как станет ясно в следующем разговоре, таков: на самом деле все. »Вы должны увидеть возраст машин, они все были в эксплуатации«, – говорит эксперт, - а потом танки просто бросили: все люки и проемы были закрыты, масла и смазки остались внутри.
Тогда время сделало свое дело. »Машины заплесневели внутри. Чехлы, сиденья, электрика - все это испорчено«, - говорит знаток танков. Что касается жгутов проводов, то его больше всего беспокоит алюминиевый сплав: »У машин огромная проблема с электроникой.« И не только это: с опорных катков крошится резина. Приводные венцы, по которым проходят цепи, подшипники, уплотнения, амортизаторы – все это требует замены. А также патрубки, шланги, напорные трубопроводы, кабели и разъемы.
»Если вы оставите свой автомобиль во дворе на 30 лет, это тоже не очень хорошо«, - также подтверждает исследователь Лоссс. »В целом ремонт и без того очень трудоемкий. Чем старше материал, тем больше требуются огромные ресурсы«. По его словам, чтобы привести в порядок танки Leopard, это, прежде всего, вопрос возможностей. По его словам, места, материалов, механики – все это сейчас в дефиците. »Промышленность не рассчитана на быстрое расширение производства«, - считает эксперт.
Прошлым летом кратко обсуждалась поставка Испанией в Украину танков Leopard 2 варианта А 4. Очевидно, в конце концов из этого ничего не вышло, отчасти потому, что устройство было просто слишком ветхим.
Может быть, строгие правила слишком строги?
Специалисты по танкам, которые не хотят, чтобы их имя было обнародовано, начинают ощущать проблемы, работая над Leopard 1: запчасти больше не производятся, а если и производятся, то их доставка занимает много времени, не говоря уже о названных ценах. Специальных приборов и измерительных приборов не хватает. Эксперта особенно беспокоит одна вещь: леопарды для Украины должны быть не просто готовы к эксплуатации, говорит он, а должны быть подготовлены »в соответствии со стандартами Бундесвера« – и эти требования строги.
Тормозные колодки на миллиметр или два слишком тонкие? Тогда их пришлось бы переделывать. По словам профессионала, использование подержанных товаров недопустимо. Даже окраска танков должна быть обновлена. Действительно ли это так нужно Украине?
На поле боя высокие стандарты могут стать препятствием. По словам эксперта, в танках Leopard есть система, которая контролирует функции машины. Например, если в танке не хватает охлаждающей воды, если давление масла не соответствует норме, »тогда он не перейдет в аварийный режим, тогда он просто отключится«. Неважно, где вы сейчас находитесь. По словам специалиста по танкам, в принципе, можно было бы перебазировать деталь. По стандартам Бундесвера об этом не следует думать.
Когда вы спрашиваете эксперта о прогнозе руководителей Rheinmeta**ll на выходных, согласно которому на поставку леопардов потребуется около года, он снова прерывисто вздыхает, а затем говорит: »Я считаю, что это даже очень спортивно«.